Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Похитители счастья...

Герои Франко обрели новые оттенки на Камерной сцене Молодого театра
19 октября, 2016 - 11:17
ДЕЙСТВИЕ СПЕКТАКЛЯ «УКРАДЕННОЕ СЧАСТЬЕ» ПОСТАНОВЩИК ПЕРЕНЕС В 1930-Е ГОДЫ. ГЛАВНЫЕ РОЛИ ИСПОЛНЯЮТ: ДМИТРИЙ СУРЖИКОВ (МЫКОЛА ЗАДОРОЖНЫЙ) АНДРЕЙ БЕЛОУС (МИХАИЛ ГУРМАН) И ЕКАТЕРИНА КИСТЕНЬ (АННА) / ФОТО ВИОЛЫ СОКОЛАН

В Киевском Молодом, зарекомендовавшем себя как театр, в котором не боятся экспериментов, способны на смелые находки и культивируют процесс поиска, на сцену выпустили «Украденное счастье» по Ивану Франко. Вернее, этот спектакль, как и некоторые другие, например, «Сволота» по пьесе И. Вилквиста, перенесен из другой театральной площадки в локацию Молодого. Он частично реанимирован, несколько переосмыслен — и постановка обрела новые оттенки.

Интерес к спектаклю для многих, наверное, обусловлен несколькими факторами. Во-первых, его поставил художественный руководитель театра Андрей Билоус, чьи роботы всегда привлекают внимание опытного зрителя и находятся под профессиональным прицелом театроведов. Почему? Считают, есть в них определенная интрига. В первую очередь это касается форматов режиссерского решения, художественно-стилистических изюминок, специфики работы с актером. Даже в выполнении афиш к спектаклям А.Билоуса, которые, как правило, создает художник Борис Орлов, присутствует определенный флер таинственности. Кроме того, первая постановка «Украденного счастья», которая длительное время шла в театре «Сузір’я», была осуществлена еще тогда, когда Андрея Билоуса считали начинающим режиссером. А следовательно, что изменилось? В режиссерском почерке, понимании этого достаточно раскрученного материала?

Во-вторых, художественный руководитель театра и режиссер спектакля в «Украденном счастье» появляется как актер в роли Михаила Гурмана. На сегодняшний день это единственная актерская работа Андрея Билоуса в театре. Поэтому посмотреть, как он работает на сцене, желающих оказалось достаточно много.

И наконец, многие зрители-»старожилы» в свое время полюбили эту довольно нестандартную версию франковского «Украденного счастья» Билоуса. Поэтому увидеть, мол, в каком она состоянии сегодня, было действительно интересно.

Многие помнят, что историю Анны, которую в спектакле играет Екатерина Кистень, ее бывшего любимого Михаила Гурмана (Андрей Билоус) и мужа Анны — Николая Задорожного (Дмитрий Суржиков) режиссер переносит действие в 1930-е. Поэтому формат отношений между героями и осмысления извечного вопроса «Кто у кого украл счастье?» — несколько меняется.

Анна со своим мужем изначально не живут размеренной и спокойной жизнью. Они ждут страшной вести. И этой вестью становится появление бывшего любимого Анны — Михаила Гурмана. Поэтому, не будучи знакомым с режиссерской концепцией и временно-пространственными трансформациями, осуществленными Андреем Билоусом, некоторым зрителям, кажется, сложно ответить на вопрос относительно первой сцены. Почему герои сразу нервозны и почему они не удивились появлению Гурмана так, как это могло бы быть? Однако далее, с развитием событий, ответы находятся.

Интересное наблюдение: почему-то именно в этой версии, хотя она довольно близка к постановке в «Сузір’ї», первая часть «Украденного счастья» Андрея Билоуса фрагментами напоминает «Утомленных солнцем» Михалкова? И Гурман-Билоус появляется на сцене подобно энкаведисту Мите-Меншикове, и Екатерина Кистень похожа на Ингеборгу Дапкунайте в роли Маруси. Наверное, потому, что актеры повзрослели. И красок психологического осмысления роли, учитывая подобие конфликтов, стало больше.

Спектакль достаточно эмоциональный, даже страстный (такую эмоциональность значительно усиливает музыка Мирослава Скорика). Стоит только вспомнить танец Михаила и Анны: без привязки к национальности, времени и пространству, греховный и в то же время преисполненный любви. Билоус, в соответствии со своим режиссерским почерком, и в этом спектакле пытается исследовать природу человека, которая также вне всяческих политических или исторических реалий. На помощь, как всегда, приходят природные материалы: зерно, растение, вода... Тонко работают символы: бумажные цветы, которые дарит Николай Анне, так искренне, даже по-детски выражая свою любовь; брошенное в горшок зерно, из которого появляется растение, которое Задорожный нежно оберегает, чтобы не сломать (так же он обращается и со своими чувствами).

Именно поэтому нынешняя версия спектакля Андрея Билоуса звучит более полифонично, взросло и многогранно. А кто у кого украл счастье?.. Человек сам по себе часто выступает похитителем. Счастья, покоя, любви, жизни...

Елена ВАРВАРИЧ, театровед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ