Напомним, своеобразной литературной разминкой молодого писателя был сборник рассказов «На гребне скорпиона» (2012). И вот новинка — роман «Игривая оптика», который вышел в издательстве «Академвидав». Уже с первых страниц сюжет захватывает читателя. А по изложению текста, выбору темы, характеристикам персонажей, описанию их внутренних переживаний чувствуются размышления человека зрелого, создавшего конструкцию собственного мироздания, уже сделавшего для себя определенные моральные выводы и желающего поделиться этими умозаключениями с другими.
О мире, людях, отношениях мужчин и женщин написано много, но когда сталкиваешься с неординарным взглядом Богдана Гнатюка, оригинальной трактовкой бытия и глубиной собственных сентенций, в который раз убеждаешься в неизбывности интерпретаций вечных тем о взаимоотношениях людей, их страданиях, надеждах, поисках счастья.
Достаточно сложна сюжетная структура романа. Судьбы трех главных героев — Цветаны, Ильи и Дениса — причудливо переплетаются, контрапунктно существуют в комбинациях своеобразного любовного треугольника. Но автор уходит от банальностей выяснений отношений вершинами, а интрига необходима ему для демонстрации различных жизненных позиций и мировоззрений. Автор программирует три модели поведения типажей, их неожиданные пути.
Сюжет разворачивается на фоне карточной игры в покер. Игра как стихия азарта становится тем отправным пунктом водоворота страстей, в который вовлекаются герои. Влюбленные в Цветану двое молодых людей, узнав, что она хочет принять участие в конкурсе красоты, решают: один — помочь ей стать победительницей, а другой — помешать... Все дело в деньгах, и парни надеются на карточный выигрыш. Игра в покер описывается Гнатюком с поэтическим упоением, дающим повод для аллюзий с известной «Игрой в бисер» Г.Гессе. Впрочем, героями «Игривой оптики» движет безудержный азарт и сладостный миг совпадения реальности с расчетом («Мир является сборником совпадений и совместимостей, все в каком-то смысле имеет единую форму — как карты в колоде»), и в соответствии с этим выводом писатель предлагает действовать Илье и Денису.
Образное изложение текста с множеством красноречивых деталей, присутствие ощущения захватывающего движения мысли, ведущей читателя лабиринтами сюжета, — все это делает роман динамичным. Автор нагнетает эмоции, контрапункт сюжетных ходов наконец сливается в одну точку и выходит на коду. Повествование подтверждает наличие детективного начала, с выстрелами и криками...
Бесспорным украшением романа стала его заключительная глава, где главная героиня предстает перед читателем по прошествии времени. Несколькими выразительными штрихами показана нынешняя Цветана, ее внутренняя и внешняя трансформации. Словами создается, «рисуется» образ красивой девушки, которая «не смогла стать красивой женщиной».
Что же произошло с двумя парнями после злополучного конкурса красоты? В финале автор придумывает новый поворот интриги... Богдан Гнатюк дает читателю возможность выстроить собственную версию, чья любовь героев избежала смертельного исхода.
Романтическая нота повествования звучит «крещендо». А старые знакомые читателей снова обращаются к... картам. Покер как главное действующее лицо выступает на первый план, требуя к себе должного уважения. Автор изображает ситуацию, которая становится метафорой очередного момента испытания судьбы. Таинственный персонаж начинает игру, делая неимоверные ставки... Автору удается создать ощущение иллюзии идеального, а на кону оказывается счастье, которое могло быть, но не случилось, хотя все же возможно... Порыв свежего морского ветра, разметавший карты и прервавший игру, подарил надежду, что у романа будет хэппи-энд.