Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Полесье. Мифы. Притчи

В Музее гетманства Николай Закусило представил персональную выставку живописи и новую книгу «Норинчанка і птах»
17 января, 2017 - 14:32

Свой вернисаж киевский мастер назвал «Земля древлян», и эту экспозицию можно назвать гимном родной земли, в частности Полесью — прекрасному краю (село Малые Мошки Овручского района Житомирской), где родился будущий художник и писатель. Его полотна «Таїна», «Нас проковтне час», «Сон непорочного птаха», «Дзвонар», серия «Деревляни» и др. никого не оставят равнодушным. Сейчас на персональной выставке Николай Иванович представил полсотни живописных произведений, написанных на дереве и холсте. В сюжетах картин использованы мифологические прозаические произведения писателя. Напомним, Николай Закусило является автором таких романов: «Грамотка скорблячих» («33 душі і сім пусток», «На обітовані землі», «Переселення вітряка», «Блудниця убога», «Боги регочуть», «Зішестя Пращура», «Троглодит чорнобильський», «Причащання в Малих Мошках», «Книга видінь і прозрінь: прощання з матір’ю»), «Книга плачів», «Норинчанка і птах», «Деревлянин і янголиця», «Юнка і Первень»; пьес: «Ковдуни», «Глина світу», «Пісок часу», «Антисвіт»; трактатов «Полєшукова душа». На вернисаже можно увидеть пленэрную живопись последних лет художника. Все картины проникнуты глубоким чувством времени, гармонии человека и природы, возвращением к пракорням.

Фоторепортаж

На открытии выставки Николай Иванович представил свою новую книгу «Норинчанка і птах», которая вышла в черновицком издательстве «Букрек». В нее вошли: пьеса «Пісок часу», трактат «У Видубичах монахи-ямники поють» і роман-гризайль «Норинчанка і птах», давший название книге, которая прекрасно проиллюстрирована красочными работами Н. Закусило.

— Книга «Норинчанка і птах» создавалась на рубеже ХХ—ХХI веков, — рассказал Н.И. Закусило. — Именно в это время меня словно «прорвало» на творчество — рождались новые картины и параллельно я писал роман. Можно сказать, что когда не хватало слов, то тогда мне помогала кисть и свои мысли я высказывал не только на бумаге, но и на картинах. «Норинчанка і птах» — мифологическое произведение о лесной красавице с Полесья (атрибут первородства) и птице-крылуне (атрибут первоприкосновения), который приносит во двор девушки белую розу — символ непорочного цветения. Герои — противоположные по сути, хотя родственные, оба ищут взаимопонимания... это борьба разума с тайной, перевоплощение душ после смерти. В произведениях использован полесский диалект — говор северных нориков-древлян.

У Николая Ивановича много талантов — художник, писатель, журналист, но признается, что первой его любовью все же является живопись. Он начал рисовать с раннего детства. «Я ползал по полу и рисовал на полу, — вспоминает художник. — Моими первыми красками были... молоко и зеленка. Смешивал их и рукой создавал свои первые «картины», а мама в это время вышивала рушники. Потом когда я подрос, пошел в школу, то по ее просьбе рисовал эскизы для будущих вышитых картин, которые прекрасно вышивала мама. Знаете, когда она занималась рукоделием, то всегда напевала: «Хрестик — у голові, хрести — у ногах, хрестик — із права, хрестик — із ліва, хрестик — у душі, бережіть мне янголи...». Ее голос, мелодию я помню и сейчас. У нее был голос, похожий на голос Нины Матвиенко. Именно мама разбудила мое творческое воображение, и потом свои мечты и фантазии я передавал в полотнах...

Так сложилось, что с 20 до 40 лет у меня был творческий перерыв, потому что не было помещения для рисования. Затем в 2001-м я окончил художественную студию при Доме художника в Киеве (мастерская Виктора Каверина), и именно этому прекрасному педагогу обязан, что он разбудил во мне цвет. Учитель говорил: «У тебя усыпленный цвет, ты о нем забыл, а сейчас он снова проснулся». Действительно, я ловил себя на том, что даже зимой, идя с занятий домой, начал видеть не только белый снег, а сотни различных цветов. Благодаря В. Каверину начал рисовать на мифологические темы живописные произведения.

Последние годы я работал над пленэрной живописью с натуры. На выставке представлены преимущественно полесские пейзажи, натюрморты, мифически-поэтические композиции, но есть полотна, где можно увидеть замечательные уголки Киева и Киевской области — «Спогад про Видубичі», «Східці в монастир», «На Різдво», «У трапезній», «Пахощі меду», «Михайлівська восени», «Бузок цвіте» и другие. Деревлянщина — это любовь на всю жизнь! Там своеобразный язык, очень оригинальный. Я имел счастье общаться со столетними стариками, когда был пастушком в детстве и у костра мы пекли картошку вечером, смотрели вместе на звезды и мне рассказывали о легендах Полесья. Это были старики, чьи деды были ровесниками Тараса Шевченко. Они говорили на прекрасном украинском языке с местным колоритом, который сохранился еще с XV в. Кстати, на моей родине до сих пор язык не изменился, но больно, что исчезают целые деревни. По статистике, в Украине исчезают 1—2 села за неделю! И от этого душа болит, потому что мы теряем этнос... Сейчас благодаря энтузиастам, фольклористам, писателям и различным художникам удается фиксировать, записывать эти народные сокровища, а если бы их не было, то мы потеряли бы целый пласт культуры, традиций и наследия.

Полесье — один из регионов, где сохранилась архаика еще от Киевской Руси: язык, обычаи, традиции, песни, сказки, легенды. В свое время я записывал песни Житомирщины и использую это в своих прозаических произведениях. А то, что не смог использовать в прозе, использую в живописи. Такова моя творческая позиция, чтобы сохранить свои корни — деревлянскую культуру.

Кстати, произведения Николая Ивановича мифически-романтические, очень тонкие, щемящие, с фольклорным колоритом, и если бы нашелся кинорежиссер наподобие мастеров Сергея Параджанова или Леонида Осыки, то мог бы получиться целый украинский поэтический киносериал, потому в творчестве Закусило уже есть десять романов, часть которых ждет издания, а еще немало идей, которые художник продолжает воплощать в литературе и живописи.

Выставка продлится до 1 февраля.

Татьяна ПОЛИЩУК, фото Руслана КАНЮКИ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ