Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

«Полная «труба» Тони Герреро

На киевской джазовой сцене повеяло американским духом
26 октября, 1999 - 00:00

Недавно в клубе «Динамо- Люкс» Алексей Коган представлял лос-анджелесского трубача и флюгельгорниста Тони Герреро, автора четырех сольных альбомов и партнера других, не менее известных музыкантов. В общем, настоящий классный американский джазмэн, игра которого, по выражению А. Когана, — это «полная «труба». Тони уже во второй раз в Киеве (есть все основания надеяться, что не последний) и только теперь дал полноценный концерт для всех желающих. Страшно вспомнить, как много их было, и это при том, что накануне он играл джем-сешн в столичном блюз-клубе.

«Впервые я приехал в Киев просто интереса ради, без какой-то определенной цели, — говорит г-н Герреро. — У меня друг пастор, он ехал навестить своего киевского коллегу. Ну и мне захотелось. А приехав, мы начали строить планы. Я познакомился с Алексом (Коганом) и захотел устроить джазовый концерт. Главной причиной нынешнего приезда была конференция в Центре христианской жизни. Мы здесь читали лекции, вечерами играли. А также мне удалось дать концерт в «Динамо-Люкс».

Не приедь Герреро к нам, его здесь так и продолжали бы знать немногие ценители и профессионалы. А ведь даже в джазе удачная карьера не всегда есть признак действительных качеств исполнителя. Тони Герреро считает, что существует два типа успеха: «Например, Майкл Джексон очень удачлив — он продает много альбомов, и каждый о нем знает. Тут просто подвернулась счастливая возможность. Точно так ты можешь жить в Киеве, и тебя услышит нужный человек, отвезет в Лондон, запишет — и ты знаменит. Но для меня намного важнее другая разновидность успеха. Даже если я больше не выпущу альбом или обо мне никто не услышит, быть удачливым — значит быть счастливым от того, что я могу делать музыку, которую люблю. Поэтому для меня лучшие музыканты не те, кто известен, а те, для кого их музыка что-то значит. И я не могу давать советы: делайте так-то и так-то. Просто играйте музыку, близкую вашему сердцу. Если посчастливится, станете известным, исполняя любимую музыку. А даже если и нет — играйте ее.

Можно быть замечательным музыкантом, копируя других, и делать это превосходно. Но куда важнее развить собственный голос. Не думаю, что я великий трубач, но знаю, что у меня есть свой стиль и звук. То есть, если вам нравится мой стиль, вам нравлюсь я. И вовсе не оттого, что я могу извлечь самую высокую ноту или все время играть с огромной скоростью. Я просто хорошо играю и имею собственный стиль, а именно это выделяет таких музыкантов, как Чик Кориа или Пет Метини.

По правде говоря, и нам в значительной мере повезло: у нас есть записи, и мы становимся известными благодаря тому, что живем около Лос- Анджелеса или Нью-Йорка. Живи я, скажем, где-то в Техасе, обо мне, возможно, никто бы и не услышал. Я в Голландии знаю одного блестящего пианиста, но он живет в небольшой деревушке, и о нем никто так и не узнает...»

Но здесь кто-то может заподозрить неладное: Тони Герреро, призывая следовать зову сердца, сам исполняет поп- джаз. А это единственная коммерчески оправданная разновидность джазовой музыки. Многие им занимаются в порядке компромисса. Даже в США, где, по словам самого Тони, джаз очень недооценивают. Музыка Тони излучает калифорнийское тепло, умиротворенность и доброжелательность. В теплом звуке его флюгельгорна слышится влияние Чака Менджони, в пронизывающей трубе с сурдиной слегка угадывается Майлз Девис. Это — мастерство без суеты.

«Это музыка, на которой я вырос. Да, она коммерческая, она проще. Но она в моем сердце. Я не из тех, кто обожает авангард. Нет, я его ценю, но вырос не на нем. На меня повлияло место, где я рос — это Южный Лос-Анджелес — очень радостное место. Там пляж, океан, красивый вид. Музыка там звучит совсем иначе, чем в Нью- Йорке. Мой отец из Мексики, и я много вынес из той музыки. Думаю, на киевских музыкантов тоже влияет их город и музыка, которую они слышали в детстве.

Я в детстве играл рок-н-ролл, барабанил в разных группах (до сих пор люблю Led Zeppelin). А в школе играл на трубе. И услышав Чака Менджони, я впервые услышал трубу, играющую рок-н-ролл, не совсем, но что-то очень близкое. Тогда я понял, что и на трубе можно играть не только марши или классику».

В Киеве Тони Герреро играл в сопровождении нашей группы Uniti (уже во второй раз). Слушателей поджидали различные сюрпризы. Помимо вещей Тони, парочки стандартов и композиции Виталия Совенко из Uniti, была сыграна композиция Игоря Закуса «Присвята» (для исполнения которой на сцену вышли автор с Юрием Шепетой) и песня... Тараса Петриненко «Мы не закінчили розмову». Хотя вокалистка Гайтана спела ее не лучшим образом, чего-либо более достойного этой версии песни наша поп-сцена не могла бы и вообразить.

«Я играл «Присвяту» (Закуса) Брайану Бромбергу — известнейшему басисту — и она ему страшно понравилась — это красивая мелодия для баса, и она отлично подходит для флюгельгорна. Так что нам при возможности очень хотелось бы ее записать. А что касается другой вашей песни («Мы не закінчили розмову»), она тоже красивая. Не вижу причин, по которым джазовые радиостанции в Америке не стали бы ее крутить».

Тони излучал исключительно положительные эмоции. Ему со стороны виднее. Во всяком случае аккомпаниаторы не подвели его: «Uniti звучали замечательно. Не хуже, чем музыканты у меня дома. В Калифорнии люди разленились. Когда я нанимаю музыкантов для своего выступления, они не хотят учить мою музыку. Они просто хотят объявиться на концерте, читать с листа, поиграть и пойти домой. Но когда я приехал сюда, они (Uniti) очень старались разобрать мою музыку. Это произвело на меня впечатление. Однако они должны играть украинский джаз, а не звучать, как американцы. Джаз должен быть выражением того, что ты есть. Но если бы кто-то из ваших музыкантов переехал в Лос-Анджелес, они сразу могли бы играть с американскими. Надеюсь, — смеясь добавляет Тони, — ради вашей замечательной публики они не переедут».

Вячеслав КРИШТОФОВИЧ-младший
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ