На форуме бурлила полифония жанров и разнообразие творческих видений, оригинальность современных версий воплощения произведений классика театральными коллективами Запорожья, Луганска, Донецка, Автономной Республики Крым, Харькова и Полтавы.
Сейчас много творческих коллективов обращается к инсценировке прозаических произведений Гоголя, и это не случайно. Однако на этом пути есть определенные сложности. Во-первых: перевод произведений Гоголя с русского на украинский язык. Профессиональных переводчиков, а не авторов «подстрочника», как это часто делают филологи, у нас очень мало, и их нужно поощрять. Во-вторых: проза Николая Васильевича содержит в себе много тайн, и предоставляет возможность выбора различных вариантов трактовки его произведений. Необходимо только найти нужное решение, а не «мудрствовать лукаво». Фестивальные представления как в зеркале отразили состояние академических театров Украины с их наработками, а также с их просчетами.
Спектакль «Ревизор» шел внепланово. Режиссер Александр Любченко перенес события и героев в сегодняшний день. Гениальность мирового классика или ментальность славянского народа отразились в том, что и через 200 лет с момента написания «Ревизора», конфликт и перипетии комедии выглядят на удивление современными. Поэтому зрители так живо реагируют на события представления...
Фестиваль открыло представление Полтавского академического областного украинского музыкально-драматического театра им. Н. Гоголя «Ночь перед Рождеством» — инсценировка и постановка Виталия Кашперского. Его решение выполнено на основах классических традиций (художественное оформление Владимира Геращенко). И оказывается, не нужно искать чего-то необычного, а достаточно только деталей оформления, чтобы зритель включил свою фантазию и додумал все остальное. Открылась завеса — и перед зрителем возникла метель украинской ночи, со снегом, покрывшим скирду сена, деревья, верхушку дома, дорогу, забор, купол церкви вдали. Со временем на небе появлялись россыпи звезд и полнолуние, которое светило загадочно и таинственно, и под лучами которого происходили разные фантастические события.
В этой феерической музыкальной комедии (музыка Виталия Скакуна, балетмейстер — Дмитрий Козачковский) ведущим был сам Николай Васильевич, вводивший зрителей в атмосферу событий и все время находившийся на авансцене, что-то записывая или наблюдая за тем, что происходит на кону.
В представлении достаточно веселой чертовщины, ведьмовских пустяков, а сцены колядок, захватывающие песни и танцы (дирижер Виталий Скакун) вызывают ностальгические чувства, потому что подобное сейчас увидишь разве что в театре. Яркие и завораживающие сцены Солохи (Екатерина Ваколюк) и Черта — (Александр Кузьменков). Черт — гротесковый образ, страстный и пластичный, он не злой, а этакий веселый дебошир. Яркие характерные образы создали: Юрий Попов (кум Панас), Василий Голубь (Чуб), Александр Зазименко (Голова) и Николай Дудник (Дяк). Образ Пацюка — реально-мифический — в исполнении Владимира Гостищева, запомнился интересной сценой еды вареников с Чертом за спиной...
Другое представление, которое показали полтавцы на фестивале, полно противоречий. Это мистическая драма «Вий» — спектакль по пьесе «Панночка» Нины Садур по Гоголю. Режиссер-постановщик — Влад Шевченко. На мой взгляд, главная ошибка молодого способного режиссера в том, что он пытался связать пьесу Садур с повестью Гоголя, и это у него вышло недостаточно убедительно. Не найден образ спектакля художницей Татьяной Чухрай, оформление скорее напоминает склад старых вещей. Неудачные костюмы, особенно у нечистой силы и самой Панночки, с использованием кавказских элементов (?). Были проблемы, связанные с переводом, сделанным самостоятельно. По форме зрелища (балетмейстер — Светлана Мельник) потерялась философская основа произведения как Гоголя, так и Садур.
Запорожский академический украинский музыкально-драматический театр им. В. Магара показал музыкальную феерию «Майская ночь». Инсценизация и постановка Игоря Бориса, художник — Екатерина Слонова. Привлекает современное прочтение произведения, образная сценография. В ее основе — плетеный проход от прошлого до времени, когда происходят события в спектакле. Этот проход в форме спирали, которая во время негативных мифологических событий разрывается вверху пополам, а потом снова объединяется как жизнь. Так же сплетен месяц. Наряд героев стилизованный — полусказочный. Главный герой Левко — Антон Попудренко — эмоционален и романтичен. Поэтические, исполненные чистой любви сцены Левка и Гали...
Донецкий академический музыкально-драматический театр привез инсценизацию Евгения Курмана на музыку Евгения Кулакова — народное шоу «Сорочинская ярмарка». Представление так понравилось зрителям, что, приветствуя участников, заместитель Главы НСТД Украины Евгений Колганов предложил полтавцам пригласить донетчан на гастроли. Однако позволю себе несколько реплик. Режиссер, увлекшись формой шоу, не уделил достаточно внимания молодым актерам. Хорошо, что на роли героев назначают вокалистов с хорошими голосами. Но не помешало бы еще поработать с ними и по актерскому мастерству. Зрителям запоминается образ Заседателя (Вячеслав Хохлов). Яркий актерский ансамбль продемонстрировали донеччане в рассказе о красной свитке. Но, несмотря на общий успех и любопытство зрителей, представление вызывает много вопросов...
Крымский академический украинский музыкальный театр показал абсолютно невероятные события — «Женитьба». Постановка и оформление Бориса Мартынова. Агафья Тихоновна (Лариса Соколова) — девушка романтическая и с чистыми помыслами, которая жаждет семейного счастья и которая достойна его. И Подколесин (Юрий Грищенко), при всей его лености и нежелании что-то менять в жизни, в конечном счете понимает, что подобные изменения могут открыть перед ним другие грани жизни. И хотя он, как это написано у Гоголя, убегает из-под венца, но режиссер, не меняя ничего в тексте, дает своим героям еще один шанс. Подколесин появляется уже в свадебной одежде в том же окне, куда исчез раньше. Героям выпадает случай — быть счастливыми хотя бы в мечтах. А уже зрители должны додумать, как события будут развиваться дальше.
Представление живое, веселое, с хорошим темпоритмом, все время держит заинтересованных зрителей в напряжении. Они по-доброму переживают за героев, сопереживая им. Действие активизируют воспитанники хореографической школы при театре, исполняющие пластичные жанровые сценки, которые вводят в атмосферу представления. Эта постановка особенно заслуживает более детального рассмотрения, потому что она идет на едином дыхании и относится к тем актерским спектаклям, где почти каждый образ ярок и интересен по-своему.
Творческая лаборатория Харьковского государственного академического украинского драматического театра им. Т. Шевченко показала комиксы по мотивам поэмы-романа «Мертвые души» — «Чичиков & CO» Эдуарда Безродного. Представление абстрактное, оно может существовать вне времени и пространства. Есть главный герой, есть мотивация его поведения, есть много иллюзорных намеков, но в этом представлении их так много намешано, все так грубо подано, что иногда неудобно сидеть рядом с другими взрослыми зрителями, а в зале находится много детей. Так чему же подобным антиискусством можно их научить? Талантливые актеры пропагандируют со сцены государственного академического театра абсурдную агрессивно-воинственную вульгарность. Неужели у них так упал морально-этический и эстетический уровень, что они могут быть проводниками подобного действия, выплескивая на зрителя весь негатив — от матерных слов до вульгарщины?
Гоголь мог относиться к своим героям по-разному — от иронии до любви. Но он не был злым. Потому что даже развенчивая недостатки и пороки, он хотел одного — чтобы люди становились лучше. Так давайте же прислушаемся к Николаю Васильевичу хотя бы в это юбилейное время.
Логическим завершением фестиваля стала эпическая драма «Тарас Бульба» Луганского академического украинского музыкально-драматического театра по сценарию Леонида Тома в постановке Владимира Московченко.
Лаконичная и выразительная сценография Ирины Лубской — с удачным сочетанием живой пластики актеров и видеоряда, который расширяет сценическое пространство. Все события происходят под сенью Божьей Матери — заступницы казаков. Монументально-эпическую широту драмы помогает создавать и выразительное величественное музыкальное оформление (композитор Сергей Турнеев). Жанровые комедийные сцены, которые перемежаются с серьезными, лирические — с драматическими, отдельные детали истории — цементируют, оживляют, насыщают представление, делают ее настоящим и волнующим. Но главное — театр имеет талантливого актера — с чрезвычайной харизмой, могущественным темпераментом, который присущ Михаилу Голубовичу — исполнителю роли Тараса Бульбы. Без него подобное представление такого художественного уровня и такого высокого порядка не смогло бы состояться! Каждый выход актера на сцену, каждая фраза, каждый фрагмент роли — мотивированны и завершены, запоминаются надолго. Тепла и пронизана казацким юмором первая встреча с сынами... Нельзя не вспомнить сцены, в которой Тарас узнает об измене Андрея. Трагическая сцена вынужденного убийства им своего сына. А присутствие на казни Остапа! Вот где по лаконичности формы в душе мастера разбушевался вулкан страсти! Драматическая сцена Тараса с трубкой, которая прекрасно построена режиссером и выразительно прожита актером. Величественным титаном, лучшим художественным образом по истории нашей страны, могущественным как дерево, к которому приковали казака, чтобы сжечь, осталась в нашей памяти фигура Тараса Бульбы. Именно на таких произведениях как «Тарас Бульба» на Луганской сцене, нужно учить молодежь патриотизму, любви к своему народу, к Родине. Это классический пример, как театральное представление способно заменить десятки учебников по истории. Наше счастье и наша гордость, что мы являемся потомками такого отважного племени казаков — силы, которая определяла когда-то характер общеевропейской истории.