Известный украинский деятель музыкальной культуры — счастливый человек, потому что посвятил свою жизнь любимому делу, свыше сорока лет Иван Дмитриевич Гамкало работает в коллективе Национальной оперы Украины. Он имеет в своем творческом багаже более сорока оперных и балетных спектаклей, музыкально-драматических композиций, осуществленных филармоническими коллективами.
Творчество маэстро Гамкало хорошо известно не только в Украине, но и за рубежом, потому что стоял за дирижерским пультом многих спектаклей, с которыми театр гастролировал в Германии, Швейцарии, Испании, Франции. В биографии Ивана Дмитриевича немало ярких и лично для него, и для всей музыкальной культуры событий. Недавно состоялась еще одна, хоть и не очень афишированная, но по-своему знаменательная и красноречивая. Народный артист Украины Иван Гамкало отметил пятидесятилетие своего профессионального дирижерского дебюта.
Его путь в музыкальном искусстве начался еще тогда, когда третьекурсником Львовского музыкально-педагогического училища им. Ф. Колесы зачислили в состав дополнительного хора Львовского АТОБ им. И. Франко. Нужно отметить, что именно с этого коллектива начинали свой путь в большое искусство будущие выдающиеся украинские мастера — главный дирижер Львовского и Казанского оперных театров Игорь Лацанич, главный дирижер Донецкой оперы Тарас Микитка, художественный руководитель хоровой капеллы «Трембіта» Игорь Жук...
Поступив во Львовскую консерваторию, Иван Гамкало не прекращает работу в театре, пройдя в студенческие годы необходимый для каждого дирижера тренинг казалось бы в небольших, но таких необходимых в большой музыке профессиях — от оперного суфлера, дирижера закулисного хора и закулисного оркестра до репетиционного дирижера спектаклей, которые поручал ему вести главный дирижер театра, человек большого таланта и творческих эмоций Ярослав Вощак. Серьезной школой для студента консерватории стала работа над оперными спектаклями «Лесная песня» В. Кирейко, «Украденное счастье» Ю. Мейтуса, а также всеми произведениями А. Кос-Анатольского, которые создавались композитором в сотрудничестве с львовской оперой. К работе над ними Ярослав Вощак привлек и талантливого студента Ивана Гамкало.
Возможно, именно тогда вспыхнуло в душе молодого дирижера увлечение национальной оперой, которое он пронес через всю творческую жизнь, обогатив палитру украинской музыкальной культуры многими постановками. Да и дирижерским его дебютом стала бессмертная «Наталка Полтавка» Н. Лысенко. Это событие состоялось в конце сентября 1962 года. Успешный дебют молодого дирижера принес ему не только щедрые аплодисменты благодарных львовян, одобрительные отзывы преподавателей консерватории и артистов театра, но и заслуженное право дирижировать этим спектаклем на львовской сцене и в дальнейшем.
Воспитанник одной из самых признанных в Украине львовской дирижерской школы, ученик Николая Колессы, а по теоретическим дисциплинам Станислава Людкевича, Романа Симовича и Анатолия Кос-Анатольского Иван Гамкало получил крепкий фундамент для последующей творческой работы. Он овладевал не только профессиональными навыками дирижерской техники, но и высокими образцами жертвенного служения искусству как наивысшего проявления человеческого духа. Это и стало альфой и омегой творчества Ивана Гамкало в качестве руководителя музыкальной части Дрогобычского музыкально-драматического театра, главного дирижера симфонического оркестра Донецкой филармонии, а с 1970 года и по сей день ведущего дирижера Национальной оперы Украины им. Т. Шевченко.
Пятьдесят лет Иван Дмитриевич является одним из самых активных участников многогранной художественной жизни. И не только как известный дирижер и музыкальный деятель, но и человек, который своим высоким интеллектуальным потенциалом способствует развитию и формированию современного контекста духовной жизни Украины. Он выступает как музыкальный теоретик, искусствовед, публицист, исследователь-биограф и педагог в конце концов, как мастер, преисполненный творческими идеями, которые увенчались многими проектами, в частности постановкой призабытых опер Д. Бортнянского, первопрочтением на профессиональной сцене оперы «Анна Ярославна — королева Франции» Рудницкого, что стало первым знакомством украинских ценителей оперы с произведением, которое написал композитор из диаспоры, инициировал реконструкцию и осуществил дирижерское прочтение оперы Леонтовича «На русалчин великодень». Это высветлило еще одну грань гениального украинского композитора, который трагически погиб, не дожив даже до сорока лет. Его усилиями была сделана постановка в концертном исполнении оперы Кирейко «Боярыня» по мотивам поэтической драмы Леси Украинки. И это далеко не полный перечень творческих инициатив Ивана Гамкало. На сегодняшний день он является членом-корреспондентом Национальной академии искусств, принимал участие в основании Европейской музыкальной академии (Вена), членом-корреспондентом которой он также является.
Таких людей, как Иван Гамкало, называют подвижниками. Творческая увлеченность является чертой его характера. Как вспоминал Анатолий Кудрицкий — бывший главный редактор издательства «Українська енциклопедія» им. Николая Бажана, именно Иван Дмитриевич первым высказал идею об издании энциклопедического справочника «Митці України», для которого написал сотни и сотни статей, через его руки, как рецензента, прошли практически все материалы о композиторах, исполнителях, оперных режиссерах, музыкальных теоретиках, критиках...
В настоящий момент И. Гамкало является одним из наиболее активных авторов «Сучасної Енциклопедії України». На страницах одиннадцати томов (уже вышедших) опубликовано почти двести статей Ивана Дмитриевича, преимущественно о призабытых и малоизвестных деятелях украинского музыкального пространства, начиная с самых давних времен, а также о зарубежных деятелях, имевших отношение к созданию украинской музыкальной культуры. При его непосредственном участии готовится также и уникальная корпоративная энциклопедия «Національна опера України», которая охватит полторастолетнюю историю славного коллектива.
Как дирижер-постановщик И.Гамкало создал интерпретации самых сложных произведений мировой оперной классики: «Гугеноты» Дж. Мейербера, «Царева невеста», «Моцарт и Сальери» Н. Римского-Корсакова, «Мазепа» и «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Борис Годунов» и «Хованщина» М. Мусоргского, «Трубадур» и «Травиата» Дж. Верди. Однако магистральным направлением творческой деятельности маэстро стала украинская опера, как классическая, так и современных авторов. В его интерпретации на киевской сцене шли хорошо известные за многолетнюю сценическую историю оперы «Наталка Полтавка» Н. Лысенко и «Запорожец за Дунаем» С. Гулака-Артемовского, подзабытая с сороковых годов XX в. «Наймичка» М. Верикивского и практически неизвестное в Киеве «Купало» А. Вахнянина. Многие певцы благодарны именно Ивану Гамкало за удачный, определяющий для них дебют на первой оперной сцене Украины, в частности Мария Стефюк, Лидия Забилястая, Виктория Лукьянец, Анжелина Швачка, Анатолий Кочерга, Владимир Гришко. А это звездная плеяда украинского вокального небосклона.
Гамкало выпала высокая честь и ответственность работать в Комитете по Национальной Шевченковской премии имени Тараса Шевченко, быть членом трех творческих союзов, членом редколлегий многих альманахов, журналов, научных изданий.
Нужно отметить, что весомый вклад в музыкальную культуру вносит Иван Дмитриевич и как педагог. Он является профессором Национальной музыкальной академии, долгое время преподавал дирижирование в Киевском институте культуры (в настоящий момент Национальный университет культуры и искусства), возглавлял государственные экзаменационные комиссии в творческих вузах Украины, был членом жюри ряда международных вокальных конкурсов. Иногда удивляешься, где он только находит энергию и время для такой активной и масштабной творческой и общественной деятельности. Впрочем, по-видимому, именно таким и должен быть современный деятель искусства, который знает не только свое дело, но и интегрирован в бурную жизнь развития национальной духовности и уже пятьдесят лет вдохновенно и самоотверженно служит искусству!