Проект «Ацис и Галатея» осуществлен формацией OpenOperaUkraine при содействии Украинского культурного фонда. 13 октября в партии Ациса выступил итальянский тенор Леонардо Кортеллацци, который прибыл по приглашению Итальянского института культуры в Украине. Певец известен в Европе, карьера которого стремительно развивается. Богатый красками голос, тонкая фразировка, выразительная дикция в сочетании с актерским мастерством покорили киевскую публику, сделав второй премьерный показ особенным по атмосфере: после первого выхода Леонардо слушатели восторженно воспринимали каждый следующий сольный номер, аплодируя певцам. Кстати, синьор Кортеллацци провел мастер-класс для студентов Национальной музыкальной академии Украины, а затем присоединился к украинским артистам в несколько последних дней перед премьерой, поэтому была возможность пообщаться с ним в коротких перерывах между репетициями.
— Вы впервые в Украине?
— Да, впервые. И не только в Украине, но и в этой части Европы. Поэтому я с радостью откликнулся на приглашение арт-директора Italia Festival Barocco Нанси Милезис Романо принять участие в фесте и выступить в проекте Open Opera Ukraine. Всегда интересно открывать для себя новую страну, ее культуру. К тому же вторая жена моего отца — украинка, потому мне было вдвойне интересно приехать в Украину.
— На что вы сразу обратили внимание? Что привлекло глаз, слух?
— В первую очередь — это размеры всего вокруг: зданий, улиц, всего города. Они показались мне громадными. И в то же время — яркими. Здесь много огней, блестящей отделки. А слух привлекли внимание звуки инструментов, которые напоминают полугитару, полуарфу. На них занимаются студенты консерватории, играя в коридорах. Я видел также эти инструменты в подземных переходах — на них играют мужчины и очень эмоционально поют.
— Это бандура. А исполнители — бандуристы или кобзари.
— Мне очень понравился необычный, волшебный звук этого инструмента и сильные, мощные голоса этих певцов!
— Были ли у вас какие-то ожидания относительно музыкантов, певцов, относительно самого проекта?
— О самом проекте я не знал ничего. На репетиции наслаждался работой, общением, качеством оркестра. Мы работали на сцене консерватории (Большом зале имени Героя Украины Василия Слипака Национальной музыкальной академии) — замечательное пространство для исполнителей, чтобы донести барокковую музыку, а для слушателей — насладиться и понять ее.
— Как относительно идей, которые предложила режиссер Тамара Трунова? Ведь вы не так давно пели партию Ациса в Teatro Comunaledi Ferrara и можете сравнить эти постановки.
— Первый мой «Ацис» был очень серьезен. Режиссер тогда сделал акцент на трагическом аспекте этой истории. Зато здесь комичное, ироническое выступает на первый план. И, как мне кажется, вот такое виденье легче и интереснее для восприятия публикой.
— Есть ли эта ироничность у Генделя?
— Либретто само по себе не имеет ничего иронического, в музыке же ирония в определенной степени присутствует. А в целом, такой подход — это способ интерпретировать оперное произведение. Для примера, в этом представлении большой вес ложится на плече хора — у хора чрезвычайно сложная партия, а кроме этого они должны много двигаться и играть в комичном ключе. Это нелегко, это челлендж, но это интересно! Или Полифем — он может быть и страшным чудовищем, и смешным, гротесковым персонажем.
— А каким здесь является ваш персонаж, Ацис?
— Как мне кажется, Ацис — единственное человеческое существо в этом условном селе на берегу моря. Он больше наблюдатель, чем активный участник драмы. Сначала наслаждается любовью, а затем — пытается уладить ситуацию. Однако он для этого слишком стыдливый и слабый.
— Какие у вас впечатления от работы с маэстро Йоргом Халубеком?
— Чрезвычайно интересно и приятно работать с Йоргом. Он, как исполнитель барокковой музыки, имеет собственный вкус относительно ритмики, темпов, расцветки звука; у него очень интересные музыкальные идеи. Он умеет добиться наилучшего звучания от солистов и оркестра.
— Как считаете, могла бы OpenOperaUkraine повезти этот спектакль за границу? Собрала бы публику на спектакле, чтобы был, как и в Киеве, soldout?
— Я считаю, что и в Украине, и за ее пределами существует огромный рынок, потребители, которые готовы наслаждаться этой музыкой. Вопрос — в качестве продукта и менеджменте. Я из своего небольшого организационного опыта (это был благотворительный концерт и маленькая оперная постановка в Мантуе) знаю, что это — сплошной ужас. И чуть ли не самое главное здесь — деньги. Без средств невозможно сделать что-то в действительности достойное, это будут лишь попытки устроить что-то в последний момент. Думаю, что хорошо было бы снять фильм об «Ацисе в Галатее» и использовать эти материалы как промоушен: мол, вот, мы способны сделать это с таким небольшим количеством средств, но с такой замечательной труппой. Помогите нам, и вы будете иметь такое же качество исполнения в вашей стране (вашем городе). Это может быть будущим проекта.
— Ваш репертуар — это партии в операх самых разнообразных эпох, от барокко до самых современных произведений ХХІ века. Зато немало певцов сознательно ограничивают себя определенным стилем, считая, что такие переключения лишь мешают.
— Я считаю, что вокальная техника — одна. Это и все. Далее — вы имеете навыки, которые можете применять в том или ином репертуаре. После «Ациса и Галатеи» я лечу в Венецию петь Альфреда в «Травиате» Верди. Я буду использовать ту же технику, но давать большего пространства для голоса, делать его «более темным» побеспокоюсь о его динамичности в belcanto. Но такое подходит не каждому. Есть типы голосов, предназначенные для определенного репертуара. Например, я не чувствую себя россиниевским тенором, поскольку эти произведения требуют настоящей специализации — светлой расцветки голоса, мастерства использования его определенного диапазона, скорости в колоратурах.
Мне кажется, что есть большая и сильная связь между барокковой и современной музыкой, потому что в обоих случаях это — быть в первую очередь музыкантом, и уже потом — певцом. Вы должны концентрироваться прежде всего на музыке, а не на мускульных усилиях, которые показывают, какой большой и прекрасный у вас голос. Нет, голос должен быть к услугам музыки. Безразлично, что это — Гендель, Куртаг или Шаррино. Если вы умный певец, который имеет крепкую технику, вы можете прыгать из одного репертуара в другой.
— Вы провели мастер-класс в Национальной музыкальной академии. Какие впечатления от молодых украинских певцов? Что бы вы им в целом посоветовали в плане профессионального развития?
— Мне очень понравилось, это был чрезвычайный опыт. Я не раз давал уроки пения, но мастер-класс — впервые в жизни, потому я очень волновался. Но все было действительно успешно. Большинство времени мы разбирали Моцарта, музыку которого я знаю лучше всего. Работали над речитативами — это тяжелее всего и наиболее интересно у Моцарта. Я делился тем, как делать нюансы, какие слова подчеркивать, чтобы сделать содержание речитативов как можно более выразительным и понятным. Главное (и это касается не только украинских певцов) — вы должны понимать то, что поете и пытаться быть настоящим, подавать музыку так, чтобы и слушатели это понимали. Тогда публика пойдет за вами и будет сопереживать вашему герою, будет привлечена в музыку.