Спектакль поставлен по мотивам одноименной пьесы Питера Куилтера. Кажется, для бенефиса Наталии Сумской это очень удачная идея — спектакль о Флоренс Фостер Дженкинс, певице, которая когда-то покорила Америку, хоть не имела ни слуха, ни чувства ритма, ни вокального таланта! Как сказано в программке, она «сметала законы партитур и свободно парила между нотами».
Для Сумской, чьи вокальные данные общеизвестны, это веселый и дерзкий профессиональный вызов. Ведь попробуй притвориться безголосой, когда имеешь такой голос! Здесь выручает гротесковый талант актрисы: каждый «вокальный» выход Дженкинс-Сумской заставляет сходить с ума публику в зале, а на сцене концертмейстер падает... со стула, и собака за кулисами бесится от лая.
Секрет Великой Дилетантки прост. Она, оказывается, знает, «как нужно правильно», но... по нотам кто угодно споет, а ты попробуй без нот! Это тебе не to be or not to be. Не всем дано преодолеть эту пропасть между любовью к искусству и знанием нотной грамоты. Один из персонажей спектакля — Сейнт Клер, пожарник, который хотел и не решился стать артистом. Его играет сам Анатолий Хостикоев. У пожарника есть фраза: «Эта женщина — символ для всех, кто хотел и не решился!» Это произнесено будто курсивом, прямо в зал, чтобы ни у кого не оставалось никаких сомнений.
До премьеры казалось, что Хостикоев, возможно, хочет «повторить» свою знаменитую постановку о другом нестандартном артисте, Кине IV, так сказать, в «женском варианте». Оказалось, вовсе нет! «Несравненная», в отличие от большинства других работ режиссера, — спектакль тихий, даже какой-то камерный, хоть и идет на большой сцене. И еще — в нем больше меланхолии, чем обычно, при том что меланхолия — вообще врожденная черта хостикоевского таланта. В чем причина? Возможно, в том, что спектакль не столько об успехе, сколько о цене этого успеха. А цена — одиночество.
Сумская играет триумфаторшу с грустными глазами. Это настроение усиливает сценография Сергея Маслобойщикова, он устроил пространство так, словно за прозрачным задником мир заканчивается, люди там существуют лишь в виде теней, и только когда выходят на эту сторону, на сцену — становятся телесно живыми. Это будто остров спасения в пустынном неприветливом море.
Есть в спектакле и одна важная и очевидная истина, однако, не высказанная словами. Назовем ее счастливым незнанием. Пока артист еще не знает своей судьбы (даже успешной), он более счастлив, чем на вершине. Это хорошо прочитывается во втором акте, где режиссер вставил эпизод из сказки о волшебнике страны Оз: Сумская играет девочку-подростка — браво! — а Хостикоев-старший — Храброго Льва (явная аллюзия на старый спектакль франковцев, в котором они, еще молодые, выходили в ролях Льва и Зайчика Люськи).
И еще одна неожиданность «Несравненной» — это особое внимание к законченности и хорошей индивидуальной продуманности каждой имеющейся здесь роли. Из-за этого кажется, что перед нами бенефис не только Наталии Сумской, но и всех, кто есть на сцене — от оркестра театра под руководством Владимира Гданского до прекрасно проработанных ролей Марии (Анастасия Чумаченко), Дороти (Ирина Дворянин) и юного концертмейстера Косме Макмуна (его по очереди сыграли Александр Бегма и Вячеслав Хостикоев, оба — еще студенты Национального университета театра, кино и телевидения).
КОММЕНТАРИЙ
«Хочешь выступать на сцене – работай и верь в себя»
Исполнительница главной роли Наталия СУМСКАЯ рассказала «Дню», как рождалась постановка:
— Пьеса Glorious Питера Куилтера — это первопрочтение в Украине. Произведение несколько лет назад прислала моя подруга, проживающая в Польше. Для нашего театра украинский литературный перевод «Несравненной» сделал известный переводчик Сергей Борщевский. Эта пьеса мне очень понравилась, хотя режиссер спектакля «Несравненная» Анатолий Хостикоев сказал, что для большой сцены не хватает материала для второго акта. И мы стали думать, как сделать постановку более динамичной и насыщенной (потому что во многих странах мира спектакль идет именно на камерной сцене).
Мне импонирует в моей героине — американской певице Флоренс Фостер Дженкис ее актерское естество и влюбленность в музыку. Спектакль «Несравненная» о тех, кто хотел, но не смел! Хоть мадам Дженкинс и была не очень хорошей вокалисткой, но она безумно любила пение и не представляла своей жизни без сцены. Артистка могла не попадать в тональность, но не боялась включать в свой репертуар самые знаменитые оперные арии и мировые хиты. Певица выступала даже в «Карнеги-Холле» (это исторический факт!) и своей эксцентричностью очаровывала публику. Один из персонажей, Сейнт Клер, которого играет Анатолий Хостикоев, говорит, что каждый раз переживает, выходя на сцену, как его воспримет публика. Для меня Флоренс — самобытная женщина. Таких, как она, мы можем видеть на кастингах многих талант-шоу, которых сегодня немало проводится. Моя героиня уверена в своих силах, хотя часто выглядит комичной и очень смешной. Знаете, даже когда после прослушивания говорят артисту, что у него нет таланта, а он чувствует в себе творческий потенциал, то я уверена, что все равно рано или поздно заявит о себе. Хочешь выступать на сцене — работай и верь в себя!
Кстати, действие пьесы П. Куилтера происходит во время, когда открылся второй фронт, пали сотни бойцов-десантников англо-американских войск в Нормандии во Второй мировой войне... А теперь у нас тоже гибнут украинцы на востоке. Печально, что история повторяется. Но Украина выстоит, и я уверена, что эти жертвы не напрасны. А те, кто сегодня защищает нашу землю от российских наемников — святые люди! Сегодня каждый должен на своем месте быть патриотом Украины, и тогда наша страна, невзирая ни на что, выстоит! Так, мы, актеры, на своем театральном фронте тоже воюем. В частности, выступаем перед бойцами, занимаемся волонтерством, а еще нужно находить тот материал, который бы проникал в сердца людей, призывал не быть безразличным. Хочется, чтобы наша «Несравненная» немного подняла настроение зрителям — это главная задача всей команды, создававшей постановку.
Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Следующие показы «Несравненной» состоятся в Национальном театре им. И. Франко 10 и 20 июля.