Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Портретная загадка

Картина, объединившая Украину, Польшу и Армению
5 июня, 2008 - 19:22
АНТОНИ СТЕФАНОВИЧ. ПОРТРЕТ АРХИЕПИСКОПА ФЛОРИАНА МИТУЛЬСКОГО. ПОЛОТНО, МАСЛО. 1882 г. (ЭКСПОНИРУЕТСЯ В ЧЕРНОВИЦКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ)

В экспозиции Черновицкого художественного музея, в разделе «Портретное искусство XVII — начала XX века», экспонируется живописное произведение, на котором изображен пожилой мужчина в одежде армянского священнослужителя. Его возвышенную репрезентативность передает сияние золотисто-охристых цветов, которые торжественно соотносятся с глубокосиней гаммой одежды с красными деталями и ярко-красным шелком орденских лент. Парадность портрета акцентирована официальностью одежды и подчеркнутым вниманием к наградам. Звучание портрета смягчено мастерски созданным психологизмом образа. Манера письма, внимание к светотеневому моделированию объемов и убедительность портретной характеристики не оставляют сомнений, что автором произведения является умелый художник, работавший в традициях европейской академической живописи второй половины ХIХ века.

Произведение числилось в фондах Черновицкого краеведческого музея как портрет неизвестного мужчины кисти неизвестного художника. В начале 1900-х во время подготовки постоянной экспозиции в музее было установлено имя портретируемого и обнаружена надпись в правом верхнем углу на фоне полотна: «A.S.», а также дата «1882». Теперь на этикетке экспонируемого в музее произведения значится: «Художник A.S. Портрет архиепископа Митульского. 1882. Полотно, масло». Вопрос идентификации имени художника, создавшего портрет, некоторое время оставался открытым. На днях атрибуция произведения завершена, и можно подвести определенные итоги...

В истории установления имени автора произведения есть несколько направлений. Одним из них было уточнение деталей биографии армянского архиепископа в Черновцах, во время служения которого был возведен и освящен величественный храм Святых Апостолов Петра и Павла (архитектор Йозеф Главка). Им был Флориан Митульски (Florian Mitulski, 1810—1891 гг.). Портрет создан в 1882 году, то есть тогда, когда настоятелю армянского прихода исполнился 71 год.

Одновременно с предположениями о черновицком происхождении произведения и имени художника, написавшего портрет, рассуждения развивались в направлении связей Флориана Митульского со Львовом. Ведь он происходил из польских армян из Львова, где и стал священником. Естественно было бы предположить также, что автором портрета мог быть львовский художник, который лично хорошо знал Митульского и, по всей вероятности, бывал в Черновцах. Здесь то и пригодились уже наработанные факты на тему творчества художников, жизнью и творчеством связанных с Черновцами. Исследование этого вопроса начато еще в годы работы в Черновицком художественном музее, а в последние два года уже в Жешуве оно приобрело дальнейшее развитие. Постепенно формируется список, прибавляются все новые и новые имена, распространяется информация о многих из них. В частности, и о деятельности польских художников. К списку таких художников внесена и фамилия ученика черновицкой гимназии, который в будущем стал художником и долгое время жил во Львове. Он происходил из буковинской армяно-польской семьи и звали его Антони Стефанович (Antoni Stefanowicz, 1858—1929 гг.). Таким образом, можно было сформулировать первый вывод: как художник Антони Стефанович, так и архиепископ Флориан Митульски происходили из польских армян. Оба жили во Львове и в Черновцах.

Прежде всего, важно было проследить характер творчества Антони Стефановича и особенности его художественной манеры. Однако об Антони Стефановиче в источниках скорее упоминается как об учителе рисования. Правда, известно, что его фамилия есть среди художников, участвовавших в росписях плафона Львовского оперного театра. Есть также упоминание, что первым учителем рисования знаменитой украинской художницы Елены Кульчицкой был «инспектор средних школ Стефанович». Этим почти и исчерпывалась информация о Стефановиче как живописце.

Недостаток украиноязычной литературы о художнике был компенсирован сведениями, найденными в электронной сети. На одном из польских сайтов размещен материал о прославившихся польских армянах. Среди них есть биографические данные польского маляра Антони Стефановича. Упоминается и о том, что он был в дружеских отношениях с армянским архиепископом во Львове Йозефом Теодоровичем, который, кстати, закончил Черновицкий университет и в свое время рекомендовал Флориана Митульского на должность священника Черновицкого прихода. Там же подана важная информация, что произведения А. Стефановича хранятся в запасниках Львовской галереи искусств. Далее поиски привели на сайт Армянского культурного общества в Кракове, на котором можно прочесть содержание Бюллетеня общества. В одном из номеров этого издания в 2007 году была размещена статья Кшиштофа Стефановича «Жизнь и творчество Антони Стефановича».

Таким образом, очевидными стали следующие шаги: следовало ознакомиться с произведениями, имеющимися в фондах галереи во Львове, и отыскать нужный номер «Бюллетеня», чтобы прочитать опубликованный материал об А. Стефановиче. Глава Армянского культурного общества в Польше пообещал помочь и вскоре выслал нужный экземпляр «Бюллетеня». А после обращения с письмом к исследователю истории польских армян Анджею Богосевичу в Жешуве раздался звонок от самого автора статьи из Кракова!

Следует заметить, что общение с господином Кшиштофом Стефановичем было интересным и плодотворным. Выяснилось, что он является правнуком художника Антони Стефановича и свято хранит память о польском художнике. Пан Кшиштоф любезно предоставил возможность ознакомиться с произведениями из его собственной коллекции. У него оказались и фотографии произведений живописца, находящиеся в запасниках Львовской галереи искусств.

В проработке версии возможного авторства Антони Стефановича очень важным обстоятельством была монограмма «A.S.» Поэтому был обследован характер подписей разных периодов творчества художника, которые со временем менялись. Среди них есть и наш вариант. Господин Кшиштоф Стефанович отметил существенное (!): в период до 1900 года А. Стефанович подписывал произведения именно монограммой «A.S.» и именно с тем характерным каллиграфическим написанием этих двух букв, которое отличает музейный экспонат. Например, портрет молодой женщины 1883 года (находится в фондах Львовской национальной галереи искусств) и портрет Митульского 1882 года имеют абсолютно идентичные подписи. Важно и то, что авторская подпись проставлена на обоих произведениях в правом верхнем углу с единственной разницей: автограф 1883 года написан белой краской, а подпись на портрете Митульского проставлена черным цветом на темно-коричневом фоне.

По творческой манере портрет Митульского ближе всего к портрету отца, написанному в 1885 году. Их объединяет сильная объемно-пластичная трактовка формы, подчеркнутая пластичность светотеневого моделирования лица и характерные приемы в отображении глаз. Эти два произведения являются прекрасными образцами психологического портрета. Так в портрете Митульского художнику удалось создать многогранный образ сильной личности, мужчину незаурядной воли и, в то же время, открытого к сочувствию и пониманию людей. Меткостью характеристик отличаются и портреты сына Каетана Стефановича, талантливого польского художника периода львовского сецессиона. В этой связи также следует вспомнить мастерски исполненные в технике пастели произведения: портрет пани П. (находится в фондах Львовской галереи искусств), получивший Малую золотую медаль на выставке 1928 года в Познани, и глубоко психологический автопортрет мастера 1908 года из частной коллекции правнука живописца.

Итак, подпись мастера как «A.S» и сравнительные характеристики манеры исполнения портрета Митульского и других портретов кисти Антони Стефановича убедительно свидетельствовали в пользу его авторства. Весомым моментом в работе над атрибуцией музейного произведения была и точка зрения самого пана Кшиштофа, который без малейших колебаний поддерживает утверждение, что произведение принадлежит именно Антони Стефановичу.

Чрезвычайно информативным и полезным оказался и материал, изложенный в статье Кшиштофа Стефановича, напечатанной в «Бюллетене Армянского общества». В ней речь идет о жизненном пути художника Антони Стефановича, об интересных деталях детства, проведенного в родительском имении в буковинском селе Товтры, о его победоносной учительской деятельности и таланте педагога. В частности, он пересказывает семейную историю о том, какими незабываемыми были дни, когда после окончания гимназии в Черновцах студент Венской академии искусств Антони Стефанович приезжал домой. Там он наслаждался поэзией буковинской природы и бесчисленными песнями матери, в которых жила традиция родительской усадьбы и местных жителей. Во время каникул «по вечерам там собиралось много молодежи, которая проводила время за разговорами об искусстве, медицине, праве, музыке и литературе».

«Антони Стефанович был одарен нерядовым талантом живописца. Был человеком очень работящим и активным. Учился пейзажу, но больше всего привлекала его портретная живопись. Принадлежит к выдающимся мастерам в этой области искусства». И далее сообщает: «Slowo Polskie» в январе 1930 года написало: «добродетели его таланта проявились в портрете, который всегда выделялся точностью характеристик, правильным подходом и пониманием индивидуальности модели, прекрасным рисунком и благородным колоритом».

В то же время, Кшиштоф Стефанович обращает внимание на то, что Антони Стефанович после окончания Академии искусств предстал перед выбором собственной профессии: «Первой дорогой была... творческая деятельность свободного художника. Второй, значительно более сложной, — педагогический труд. Выбор пал на ту вторую». Так Антони Стефанович со свойственным ему рвением начал свой многолетний путь на педагогической ниве. Автор статьи приводит слова из воспоминаний ксендза Пиотровича о художнике: «Непритязательный, скромный вплоть до преувеличения, умел из сокровищ своей души добывать такие искры энтузиазма и радости, что увлекал и зажигал самых младших».

Таким образом, собранная информация позволяет составить биографическую справку о художнике и свидетельствует о следующем. Польский портретист, пейзажист и педагог Антони Стефанович родился в 1858 году в польско-армянской семье в селе Товтры Заставнивского района Черновицкой области. Окончил гимназию в Черновцах. Учился в Академии искусств в Вене (1876—1879 гг.). Его учителями по Академии были известные австрийские живописцы, мастера исторической живописи Carl Wurzinger, Christian Griepenkerl и A. Eisenmenger.

Он является автором портретов, религиозных композиций и пейзажей. Особенно увлекался искусством эпохи Возрождения и рисунком, который считал основой искусства живописи. А. Стефанович преподавал в Первой реальной школе во Львове, работал в Дрогобыче и Станиславе. Потом занимал должность инспектора львовских школ. А впоследствии стал инспектором школ министерства образования Австрии. Он является автором двух учебников с методическими разработками преподавания рисунка в средних и промышленных школах, изданных во Львове в 1894 и 1898 годах. Значительное внимание уделял выявлению талантливых детей, способных к рисованию.

С 1900-х Антони Стефанович был членом общества «Молодое искусство» во Львове. Входил в состав группы художников, расписывавших плафон Львовского театра оперы и балета. Художник принимал участие в Осенней выставке Общества красных искусств во Львове в 1925 году и Краевой выставке в Познани в 1928 году.

Польское государство отметило заслуги Антони Стефановича орденом Железной короны III степени (1911 г.), медалью и Почетным Крестом для гражданских функционеров, а также офицерским крестом Ордена возрождения Польши.

Умер художник в 1929 году во Львове, похоронен на Лычакивском кладбище. В 1932 году была организована большая посмертная выставка его произведений вместе с произведениями сына Каетана Стефановича во Львовском Дворце искусств.

В наше время зрители имеют возможность смотреть произведения А. Стефановича на выставках. Так, например, полотна Антони Стефановича выставлялись в нескольких городах Польши на организованной в 1998 и 1999 годах Национальным музеем в Кракове выставке «Автопортрет в польской живописи». А «Портрет молодой женщины», написанный в 1883 году, экспонировался на выставке «Армяне Польши — обособленность и ассимиляция» (1999 г.) в Краковском Национальном музее.

Итак, теперь мы знаем, что будущий художник — мальчик из семьи польских армян Антони Стефанович, который 140 лет назад учился в черновицкой гимназии, является автором мастерски написанного портрета армянского архиепископа в Черновцах Флориана Митульского. Существенно и то, что надпись на этикетке произведения «Художник A.S.» уступит место полному имени уже известного автора портрета — талантливого польского живописца и известного педагога Антони Стефановича.

Татьяна ДУГАЕВА, специально для «Дня». Жешув, Польша
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ