В День Независимости вход в государственные киевские музеи был бесплатным. Хотя, как говорит директор Киевского музея западного и восточного искусств им. Б. и В. Ханенко Вера Виноградова, подобными решениями привить любовь к музеям вряд ли можно. По ее словам, в первую среду каждого месяца вход в их музей всегда бесплатный. Однако каких-то аншлагов наблюдать не приходилось. Ведь кому интересно, — говорит Виноградова, — тот не ждет одного или двух избранных дней в году.
«День» уже немало писал о проблемах музеев. Даже спасал картины и скульптуры известного живописца Николая Ге в селе Ивангород Ичнянского района, что на Черниговщине (см. № 115). Недавно журналисты «Дня» пытались выяснить, как, имея экспонаты мирового значения, научить украинские музеи зарабатывать (см. № 150). Сегодня «День» продолжает «музейную» тему. Недавно корреспонденты «Дня» посетили несколько киевских музеев, чтобы выяснить, кто, когда и почему туда ходит, сколько это стоит и чего не хватает музеям, чтобы «жить», а «не выживать».
Директора киевских музеев уверяют, что сегодня у них не существует проблемы с посетителями. Мол, Киев является туристической Меккой Украины, да и сами музеи уже не нуждаются в рекламе. «В нашем музее всегда много посетителей. Особенно — на праздники», — говорит Дмитрий Шленский, директор киевского частного Музея одной улицы, который находится на Андреевском спуске. Но, во-первых, расположенный на таком выгодном туристическом маршруте музей, конечно же, не может остаться без внимания. Во-вторых, признанный в 2002 году Европейским музейным форумом одним из лучших европейских музеев, музей «выкроил» себе место в путеводителях европейского музейного пространства. Эти два фактора гарантируют ему официальную рекламу на Западе и распространение информации «из уст в уста» от тех иностранных туристов, которые посетили Украину. Ведь полагаться на туристические фирмы сегодня еще не стоит. Сотрудники музеев говорят, что отношения как с иностранными, так и с государственными турфирмами у них почти не налажены.
Как сообщила «Дню» Елена Бутакова, научный сотрудник Национального музея истории Украины, за 2005 год их музей посетили 400 тысяч человек. Причем было проведено четыре с половиной тысячи экскурсий. По словам же научного сотрудника Киевского музея русского искусства Елены Марининой, план — 62 тысячи посетителей в год — они выполняют. Киевский музей западного и восточного искусств им. Б. и В. Ханенко, по сообщению его директора Веры Виноградовой, также принял у себя в прошлом году более 60 тысяч посетителей. Разумеется, ценовая политика музеев по сравнению с европейскими довольно-таки умеренна. Скажем, в том же Национальном музее истории Украины вход для взрослых стоит 6 гривен, для детей и студентов — 3 гривни (экскурсии продолжительностью 45 минут — соответственно 36 и 18 гривен); в Киевском музее западного и восточного искусств им. Б. и В. Ханенко билеты для взрослых стоят 5 гривен, для детей и студентов — соответственно гривня и две. Но как уверяет директор музея Вера Виноградова, если приходят и просят пустить без билета, потому что нет денег, то пускают и так. Чтобы заказать экскурсовода, в этом музее группа взрослых от 15 до 25 человек должна заплатить 50 гривен, студентов и школьников — соответственно 30 и 20 гривен. Если же пожелаешь экскурсию на иностранном языке, то для взрослых, студентов и школьников это будет стоить соответственно 120 и 60 гривен. Входные билеты в Киевском музее русского искусства для взрослых посетителей стоят 6 гривен, для школьников и пенсионеров — одну гривню двадцать копеек, а для студентов — 3 гривни. Если желаешь воспользоваться услугами экскурсовода, нужно заплатить соответственно 36, 12 и 24 гривни. Правда, экскурсии нужно заказывать заблаговременно. У музеев пока что нет ни волонтеров, ни собственных экскурсбюро, и экскурсии приходится проводить научным сотрудникам, которых не хватает на всех желающих посетить музей.
В основном же услугами экскурсоводов пользуются школьники и студенты. Ведь музеи — это еще и культурно-образовательные центры. Например, семья Полищук привела в Национальный музей истории Украины своего племянника из Житомирщины именно как в образовательный центр. «Первого сентября наш племянник пойдет в пятый класс, — рассказывает Нина Полищук. — Мы много читали о новом учебнике по истории Украины, поэтому решили все показать ему до того, как учителя начнут рассказывать только о том, что есть в книге. Думаю, из этого посещения музея польза будет. Ребенку интересно, он задает вопросы, что-то анализирует».
Также, говорят научные сотрудники музеев, значительно выросло количество семейных экскурсий. Особенно — в выходные. Например, заведующая научным отделом экспозиционно-выставочной работы Музея русского искусства Елена Боримская говорит, что в субботу и воскресенье, когда приходит время, в связи с большим количеством людей закрыть музей чрезвычайно сложно. Приходят киевляне, жители Украины и туристы из стран постсоветского пространства. Иностранцев немного. «Конечно, меньше, чем в 70—80-е годы прошлого века, — говорит Вера Виноградова, — но тоже вниманием не обделяют. Например, недавно был звонок из Англии — хотят специально привезти к нам группу людей, чтобы посмотреть на раннехристианские иконы, которые имеют мировое значение». Снижение количества иностранных посетителей Елена Боримская объясняет тем, что сегодня не функционирует единая система «Интуриста», которая существовала при СССР, а экскурсионная работа с турфирмами пока не налажена.
Даже летом, которое в музеях называют периодом затишья, посетителей достаточно. Однако проблему поступления средств в музеи это так и не решает. По мнению Дмитрия Шленского, сегодня следует перестраивать не только музейную отрасль, а всю музейную жизнь. «Кроме того, в Украине множество интересных экспозиций, которые можно повезти в Европу, — говорит господин Шленский, — но никто не знает, как это сделать. А все в связи с тем, что никто не занимается ни менеджментом, ни бизнесом». Сегодня в музеях не создана инфраструктура, практически не финансируется реставрация экспонатов, издательская, выставочная и экспозиционная работа. Например, Киевский музей западного и восточного искусств им. Б. и В. Ханенко на ремонте уже двадцать лет. «Пока мы насобирали денег, чтобы поремонтировать подвал, нужно уже ремонтировать крышу», — говорит Вера Виноградова. — К тому же музей не имеет фондохранилищ. И вещи, которые не входят в экспозицию, мы таскаем или по углам, или занимаем для них часть экспозиционных помещений и теряем шанс открыть для посетителя как можно больше». А экспонаты в киевских музеях имеют мировое значение и относятся к хрестоматийным. Например, Елена Боримская говорит, что без экспонатов их музея не имеет смысла говорить о классическом русском искусстве. «Одна из наших выставок «Русский пейзаж», — говорит Боримская, — которая недавно проходила в Голландии и Англии, вообще бы не была возможной без известных произведений Шишкина из нашей коллекции».
Таким образом, имея в своем распоряжении бесценные экспонаты, а возле касс — очереди, музеи должны только научиться зарабатывать для себя деньги. Примером может служить тот же частный киевский Музей одной улицы, который за все годы своего существования не получил от государства ни копейки. Плата за вход — 5 гривен. А музей живет полноценной жизнью, еще и покупает новые экспонаты. Как говорит господин Шленский, рецепт не очень сложный — нужно не просто приходить на работу, а вкладывать в музей свою энергию, знания и труд. А еще — не ждать государственных дотаций, а самому позаботиться о заработке, а, следовательно, и о посетителях. Вот тогда все обязательно получится.