Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Посиделки при свечах»

В Театре им. Леси Украинки состоялся вечер памяти Александры Смоляровой, которой исполнилось бы 90 лет
20 ноября, 2015 - 12:40
ФОТО АЛЕКСЕЯ РАБИНА

Авторы теплого по атмосфере вечера решили устроить «посиделки при свечах». Участникам предложили ощутить себя гостями Александры Захаровны. Каждый, выходивший на сцену, оказывался в импровизированной квартире, обставленной в традициях интеллигентных семей середины ХХ века — круглый стол, абажур, буфет, уютное кресло... А хозяйка ненадолго отлучилась по делам, доверив встречать друзей заведующему литературной частью театра Борису Курицыну и народному артисту Сергею Озиряному. За чаепитием гости раскрывались, обстановка располагала к доверительной беседе.

Одним из первых своими воспоминаниями поделился Николай Рушковский. В Театр русской драмы они с Александрой Захаровной пришли в один год — 1952-й, и не раз были партнерами на площадке. В спектакле «Такая любовь», поставленном в 1958 г., актерам пришлось играть влюбленных. Николай Николаевич рассказал историю, связанную с этой работой: «Шура (а мы ласково называли ее Шуренок) как раз собиралась выйти замуж и на один из спектаклей привела своего избранника. Перед выходом на сцену она подозвала меня и предупредила: «Не целуйте меня крепко — в зале сидит мой жених»...

Александра Захаровна была влюблена в режиссуру Леонида Варпаховского. Именно благодаря ей Леонид Викторович был приглашен в Театр им.Леси Украинки, где поставил один из лучших своих спектаклей, долгое время остававшийся визитной карточкой киевской Русской драмы, — «Давным-давно» по пьесе Александра Гладкова. Молодые зрители знают ее по экранизации Эльдара Рязанова, названной «Гусарская баллада». Смолярова блистательно играла Шурочку Азарову, продемонстрировав не только драматический талант, но и превосходные вокальные данные. Она обладала мощным голосом и, наверняка, могла бы сделать головокружительную карьеру певицы. Ее игрой восхищался Александр Гладков, и сколько бы актрис в дальнейшем не воплощали образ Шурочки Азаровой на сцене, всегда отмечал в этой роли именно Смолярову. В музее Русской драмы хранятся две реликвии, связанные с Александрой Захаровной и Александром Гладковым: ваза и сборник произведений, подаренный автором...

В Александру Смолярову влюблялись, ею вдохновлялись. Поговаривают, что именно ее облик запечатлел скульптор Василий Бородай в памятнике Лесе Украинке, который можно увидеть в Мариинском парке.

Виктор Алдошин поведал историю о том, как 1983-м они с сокурсниками (мастерская Михаила Резниковича) ставили дипломный спектакль по «Старшему сыну» Вампилова. Александра Захаровна была педагогом на курсе. «Разбирали монолог Сарафанова. Мне и сейчас было бы непросто это сыграть, а тогда, в 23 года, жизненного опыта было так мало, а об актерском — вообще молчу. И вот Александра Захаровна долго, пылко и щедро вываливает на нас весь свой опыт, объясняет, как играть, чуть ли не тащит на себе. И говорит: «Дети-дети, легче два спектакля отыграть, чем вот это с вами репетировать!» Но видели бы, как она радовалась, если мы сдвигались хоть на миллиметр», — рассказал Виктор Алдошин.

К актерству Александра Смолярова относилась очень требовательно, считая, что свое право быть в этой профессии нужно еще доказать. Не стала она помогать при поступлении в театральный институт сыну — ныне актеру Русской драмы Леониду Титову, заявив: «Запомни, если ты становишься на эту стезю, на мою помощь не рассчитывай, я за тебя делать ничего не буду, но и утонуть не дам».

В последние годы жизни она одаривала коллег чем-нибудь «на память». И старалась больше общаться с ними, возможно, предчувствовала свой уход. В этот период они сдружились с Ириной Дукой. Почти каждый день актрисы часами говорили по телефону и обсуждали каждый совместно сыгранный спектакль «Рождественские грезы».

За 62 года службы в театре Александра Смолярова сыграла более 80 ролей. Нина в «Маскараде», Маша в «Живом трупе», Матрена во «Власти тьмы», Королева Елизавета Валуа в «Доне Карлосе»... Среди последних работ — «Рождественские грезы» и «Последняя любовь». Она выходила на сцену с легендарными артистами — Евгенией Опаловой, Михаилом Романовым, Юрием Лавровым. А сегодня  сама  стала легендой Русской драмы, примером творческой самоотдачи для молодых поколений артистов.

Кристина СРИБНЯК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ