Театру, кажется, в удовольствие держать хвост кометой как бы там ни было. Конфуцианское «Чем хуже — тем лучше» — каждый человек отстраняет от себя, а театр делает очередной ступенькой в определенном движении к совершенству.
Смерть всегда сидит в зрительном зале, сейчас раскарячилась, рассовала стулья, опустошила кресла и аплодисменты ее снова утонули в зрительских эмоциях.
Общаясь перед спектаклями со зрителями, пытаясь понять, схватить что-то новое в настроении на наш общий художественный акт проникся зычной гордостью осознания, что приход в театр наполнился решимостью самоутверждения полноценности существования.
Заболеть боятся все; любой страх унижает. Но преодолеть его осторожностью ради удовольствия общности волнения, подъема чувств, спасительную самоизоляцию обогащая эмоциональной близостью в живом водовороте театральной жизни стало новой неповторимостью проклятой эпидемии.
А вот вирус театра вновь коронован зрительской любовью. За театральный зигзаг — сезон 2020 года, в простои без застоев в Киеве муниципальными театрами было показано 47 премьер. Все они особенны выверенностью режиссерских деклараций. Для кого-то театр документирует жизнь, кому-то доказывает ее абсурдность, кто-то утверждает бесценность этого дара. Мера эстетичности, порой кажется, меры не имеет. Много разного лишнего, но необходимым для всех стало обожествление человека. Пусть через иронию, юмор, без молитвенности и восторга, через утверждение мужества жить, совершенствоваться испытаниями, представлять ежемоментный смысл существования. Театр не подпевает времени, театр во времени и этим стал важным. Все четче становится мнение о том, что пока не научишься любить человека, не сможешь увидеть его, прозреть божество в ближнем. Этот процесс особенно интересен для активного ныне «поколения миллениума», (согласно классификации теории поколений У.Штрауса и Н.Хоува). Очень зависящее от технологий, это поколение настойчиво пытается исправить и компенсировать «ошибки» предшественников. В то же время передача навыков, знаний, мировоззрений доказывает превосходство творческих каналов среди множества других. Инстинкт театральности, осознание игрового начала бытия предоставляет театру роль двигателя эмоций жизни.
Поэтому однозначно хотелось бы предъявить городской сценический задел в акцентах театральной премии «Киевская пектораль». Ее сложная проблема в этом году — обеспечение просмотра спектаклей экспертами. Сегодня оргкомитет премии рассматривает варианты уменьшения количества поданных театром на премию премьер с четырех до двух. Очевидно, придется что-то пересматривать в видеозаписях. Поскольку состав жюри определяют сами театры и при любой критике результаты его работы всегда совпадали с мнением экспертов другой театральной премии, да и просто со зрительскими симпатиями, было бы интересно достичь, кроме наградного, еще и, так сказать, образовательного эффекта. Дело в том, что работ своих коллег режиссеры, сценографы, хореографы и даже артисты практически не видят. Поэтому хотелось бы организовать масштабные коллегиальные просмотры спектаклей, которые войдут в тройки номинантов.
Признаком таланта в искусстве является способность радоваться успеху коллег, этот талант требует мужества быть самокритичным, особенно в области, где нет явных объективных критериев и где принцип большинства не работает. В старославянских вече для совершения акта коллективной воли было необходимо единодушие. Когда в финале спектакля зрители аплодируют стоя, возникает иллюзия единодушия, потому что кому обязательно что-то не понравится. Но пусть иллюзия, но она придает большой радости ощущения общности, близости духовной, способности к пониманию. Театры сейчас не принимают зрителей, но каждый день упорно работают для них. Театр возможен без помещения, света... Может происходить где угодно. Единственное, без чего театра нет, — это зритель. И короткие межлокдауновские гольфстримы убеждают: он у театра есть.