«Золотого Георгия» за лучший фильм основного конкурса 36-го ММКФ получил «Мой мужчина» (Watashi-No Otoko, режиссер Кадзуёси Кумакири, Япония); также исполнитель главной роли в этой семейной драме Таданобу Асано отмечен «Серебряным Георгием» как лучший актер фестиваля.
Турецкая картина «Свет моих очей» (Gцzьmьn Nыru, режиссеры Мелик Сарачоглу, Хакки Куртулуш) получила специальный приз жюри, призы Ассоциации Netpac и Федерации киноклубов.
Еще один триумфатор конкурса — российский режиссер Валерия Гай Германика с мелодрамой «Да и да». 30-летняя кинематографистка, более известная массовому зрителю по сериалу «Школа», получила «Серебряного Георгия» за лучшую режиссерскую работу, призы Фипресси и газеты Сommersant Weekend, а также практически единодушное одобрение фестивальной прессы.
Лучшими фильмами документального и короткометражного конкурсов признаны «Глубокая любовь» (Ян П. Матушинский, Польша) и «14 шагов» (Максим Шавкин, Россия), зрительские симпатии достались игровому «Белому ягелю» (Владимир Тумаев, Россия) и документальному «Зеленому принцу» (Надав Ширман, Германия, Израиль, Великобритания).
Спецприз «За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К.С. Станиславского» отошел Инне Чуриковой, а награда за вклад в мировой кинематограф — председателю основного жюри Глебу Панфилову.
Неожиданно громко на церемонии закрытия прозвучала украинская тема. «Серебряного Георгия» за лучшее исполнение женской роли получила одна из лучших наших театральных и киноактрис, певица, уроженка Львова Наталка Половинка («Братья. Последняя исповедь», режиссер Виктория Трофименко), а самим «Братьям...» присужден Приз жюри российской кинокритики; кстати, это жюри и ранее отмечало украинские фильмы.
Выйдя получать приз за Половинку, председатель Союза кинематографистов Украины Сергей Трымбач призвал Путина освободить украинского режиссера Олега Сенцова, как известно, удерживаемого под стражей в СИЗО «Лефортово» по сфальсифицированному обвинению в терроризме.
Как ни странно, многолетний председатель фестиваля Никита Михалков, известный своей преданностью Кремлю, поддержал Трымбача: «Я надеюсь, что Трымбача услышали, и надеюсь, что меня также услышат. Я присоединяюсь к обращению председателя Союза кинематографистов Украины и прошу освободить Олега Сенцова»; впрочем, тут же уравновесив заявление антиукраинским пассажем: «Я выражаю солидарность с украинскими деятелями культуры, которые из-за диктата политиков не приехали в Москву. Мы не политики — мы художники, мы должны быть независимы от политиков. Надеюсь в следующем году выразить свою солидарность лично» (цитируется по сообщению агентства «Интерфакс»).
Насколько искренним было это заявление — вопрос другой. Сейчас важен любой голос в защиту Олега.
Подробнее о 36-м московском кинофестивале читайте в ближайших номерах нашей газеты.