Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Повелители экрана

Вчера разразился скандал, демонстрирующий полную беспомощность культурной политики Украины
17 апреля, 2015 - 14:00

Вначале появилось совместное заявление Министерства культуры РФ и российской прокатной компании «Централ Партнершип»:

«Компания «Централ Партнершип» отозвала из Министерства культуры РФ заявку на получение прокатного удостоверения для фильма «Номер 44», принимая на себя любые вытекающие коммерческие последствия этого решения.

Мировая премьера фильма «Номер 44» (в оригинале «Child 44») производства американской кинокомпании Lionsgate запланирована на 17 апреля. Одновременно планировался выход в российский прокат.

Однако по итогам пресс-просмотра в Министерство культуры РФ поступили вопросы, касающиеся содержания фильма, в первую очередь — искажения исторических фактов и своеобразных трактовок событий до, во время и после Великой Отечественной войны, а также образов и характеров советских граждан той исторической эпохи.

14 апреля состоялся просмотр финальной версии картины с участием экспертов, представителей Министерства культуры, российского прокатчика — компании «Централ Партнершип» и СМИ.

После данного просмотра мнение прокатчиков и представителей Минкультуры совпали: прокат подобного рода фильмов в преддверии 70-летия Победы недопустим».

Фильм представляет собой криминальный триллер, снятый по роману британского писателя Тома Роба Смита.

События  разворачиваются в Советском Союзе 1953 года. Бывший военный по имени Лев Демидов (Том Харди), работавший в  МГБ (новое название НКВД при позднем Сталине), пережил Голодомор в Украине,  поднял знамя Победы над Берлином, однако из-за того, что отказался отправить в лагеря собственную жену, был сослан работать в провинциальный городок Вольск. Там-то ему и приходится расследовать дело о маньяке, убившем 44 ребёнка. Начальство категорически против расследования, ибо умышленные убийства и серийные маньяки – прерогатива капитализма. В итоге Демидову-Харди приходится не только охотиться на изувера, но и самому спасаться от коллег из МГБ. В фильм также играют такие звезды, как Гэри Олдман, Венсан Кассель, Чарльз Дэнс (известный по роли Тайвина Ланнистера в сериале «Игра престолов»).

Судя как по изложению сюжета, так и по отзывам  критиков, «Номер 44» – развесистая, плохо сыгранная клюква, имеющая мало общего с реалиями СССР. Картина получила преимущественно отрицательные отклики в западной прессе. Впрочем, в вышеприведенном заявлении о художественном уровне не сказано ни слова, зато упомянуто 70-летие Победы. Вероятно, поводом для запрета послужил эпизод в Берлине 1945 года, где советские солдаты показаны не совсем безупречными, однако главная причина, очевидно, лежит в том, что, по словам Тома  Роба Смита, одним из главных героев романа «является Советская Россия — чудовищная смесь ужаса и абсурда». Курс, взятый Путиным на реабилитацию советской действительности в ее худшем, сталинском изводе, исключает подобные фильмы на российском экране независимо от их качества.

Впрочем, о достоинствах или недостатках «Номер 44» украинцам также остается только гадать. Как оказалось, в независимой Украине, после двух революций и 24 лет независимости, мы не можем посмотреть фильм, запрещенный в другом, не очень нам дружественном государстве, поскольку украинская дистрибьюторская компания Multi Media Distribution, которая и должна была выпустить «Номер 44», связана с российскими коллегами контрактными обязательствами, не позволяющими ей показывать фильм самостоятельно.

 Директор компании  Multi Media Distribution Роман Мартыненко по просьбе «Дня» прокомментировал ситуацию:

- «Централ Партнершип» действительно обладает лицензией на прокат по территории СНГ, включая Украину, и потому мы вынуждены отменить показы. Ранее у нас уже случалось нечто подобное. К сожалению, мы не работаем с западными студиями напрямую и вынуждены довольствоваться посредничеством российских дистрибьюторов. Причины – экономические: украинский рынок проката недостаточно конкурентный; мало залов; нестабильна  ситуация с национальной валютой; играет свою роль и средняя цена на билеты - у нас она составляет около 2 долларов, в то время как в России – 5. Конечно, запрет произвел прямо противоположный эффект: теперь «Номер 44» оказался в центре внимания. Но в любом случае - обидно. Мы будем работать над тем, чтобы избежать таких ситуаций в дальнейшем.

Совершенно верно: все это – не впервые, все это – заезженная пластинка.  Российские компании по своему разумению отменяют прокаты в Украине или ущемляют показы в качестве, передавая фильмы в убогом видеоформате для показов в крошечных залах на маленьких экранах (что иначе как издевательством назвать нельзя) уже не первое десятилетие.  При этом бюрократы из Министерства культуры и наше киночиновничество, похоже, озабочены иными вещами: например, всерьез обсуждают введение сбора с билетов в поддержку национального кино. С чего этот налог собирать, если фильмов в кинотеатрах не будет?

Выход есть всегда. Вспомним, как удалось разрушить монополию российских прокатчиков на дубляж (донельзя, кстати, слащавый, с пафосом и придыханием дешевого театра); тогда ведь тоже было много разговоров о нерентабельности обязательного украинского дублирования – но вот иностранное кино заговорило на государственном  языке, и киноиндустрия не рухнула. Представляется, что и в случае с правами на прокат проблема решаема в рамках тех возможностей, которые имеются сейчас. Главное – иметь политическую волю для такого решения. Иначе, что и как нам смотреть, будут и впредь  решать московские бизнесмены.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»

Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ