Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Праздник бетонных стен

Новый «Гогольfest» стал одним из ключевых культурных событий года
2 октября, 2012 - 11:41
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

В определенном смысле этому способствовали проблемы с помещением. Как известно, в свое время «Мистецький Арсенал», бывший главной площадкой фестиваля, окончательно отказал «Гогольfest», чье существование, таким образом, оказалось под угрозой.

В этом году организаторы нашли новую локацию, которая кажется лучше даже «Арсенала» и студии имени Довженко, где фестиваль проходил в прошлом году: Киевский завод железобетонных конструкций на Выдубичах. Этот комплекс заброшенных промышленных зданий — целый город в городе.

Давно доказано, что индустриальная архитектура почти идеально подходит для современного искусства во всех жанрах. По всему миру художественные галереи, экспериментальные театры, концертные залы обустраиваются в бывших фабриках, электростанциях, даже шахтах. Отрадная тенденция проявилась и у нас: в Донецке на базе завода изоляционных материалов успешно действует арт-центр «Изоляция».

Попадая на территорию завода, гости «Гогольfest» вступали в настоящую художественную страну. Руководство объекта проявило невиданный либерализм, предоставив артистам полную свободу действий. Оказалось, что наши художники на многое способны — достаточно лишь им не мешать.

Наиболее удачной можно считать именно программу визуального искусства. В главном цехе был реализован привычный кураторский проект Павла Гудимова — выставка тех художников, с которыми Павел традиционно работает в качестве галериста. Но намного интереснее было то, что происходило под открытым небом. Краски, кисти и большие фанерные листы выдавали всем желающим. Детвора, которая с бабушками и родителями приезжала со всего города, с удовольствием расписывала заборы и стены. Можно было увидеть, как бабушка поднимает и держит своего малыша, который старательно рисует какой-то цветочек просто на окне цеха: вот ради такого и стоит проводить любые фестивали.

Профессиональные художники не отставали: вдоль стены главного цеха оборудовали остроумную выставку из свеженаписанных картин, рисунков, фотографий, манекенов и разного интересного хлама, который нашли здесь же.

Небольшое бетонное здание с глубоким подвалом около заводских ворот превратилось в смесь инсталляции, фотогалереи и концертного зала. По всей территории на растяжках висели большие фотоплакаты, в том числе авторства одного из лучших украинских фотографов Александра Чекменева.

Настоящими триумфаторами стали стрит-артисты. Им не просто разрешили рисовать, но и дали для этого лучшее пространство — километры бетонных и кирпичных стен. Оказалось, что наши граффитчики, если им не мешать, рисуют не хуже именитых американских коллег; стены завода превратились в огромную галерею с настоящими фресками и даже инсталляциями на все вкусы.

Другой сильной составляющей фестиваля была музыка. На «инди-сцене» и сцене галереи «Лабкомбинат» действовали площадки рок-музыки; рядом с инди-сценой работал диджей; кроме того, публика организовывалась для самого разнообразного музицирования — на гитарах на тамтамах, духовых инструментах.

Жанровый охват и здесь дал о себе знать, потому что главную сцену предоставили для концертов академической музыки. «Мастер-класс» составил очень интересную программу академического авангарда, с отборными исполнителями и неординарными композиторами. Особенно здесь хотелось бы отметить концерт «18 песен для актера, который умеет петь», — песни киевского композитора Виктории Полевой, исполненные замечательной львовской актрисой и певицей Натальей Половинкой, а также «Сонную музыку» — ночной концерт четырех талантливых украинских авторов (Святослав Лунев, Алла Загайкевич, Максим Шалыгин, Алексей Ретинский), во время которого публика размещалась прямо на... сеновале.

Нельзя также не вспомнить кинотеатр с очень насыщенной программой, ряд лекций и мастер-классов, театральные спектакли и перформансы на нескольких площадках. Искусство было везде, буквально разливалось в воздухе с музыкой, запахами костров и восточных пряностей.

«Гогольfest» можно критиковать за отдельные моменты организации или за отдельных исполнителей. Однако по-украински фестиваль означает «праздник», а этот фестиваль стал праздником вне каких-либо сомнений, праздником искусства и свободы — чего в нашей жизни теперь очень не хватает.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ