Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

А праздник где?

«Премьера. Бродвейская история» — спектакль о цене успеха
17 ноября, 2020 - 10:16
В СПЕКТАКЛЕ «ПРЕМЬЕРА. БРОДВЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ» ГЛАВНЫЕ РОЛИ ИСПОЛНИЛИ ИРИНА ЛАПИНА (ФАННИ ЭЛЛИС) И ИРИНА БЕСПАЛОВА–ПРИМАК (ХЕККИ) / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО НАЦИОНАЛЬНОЙ ОПЕРЕТТОЙ

На «Сцене 77» Национальной оперетты Украины представили новинку. Александр Билозуб снова обратился к известному произведению Джона Кромвелла «Премьера». Почему снова? Потому что много лет назад в «Театре в фойе» Национального театра им. И. Франко он впервые взялся за эту пьесу американского драматурга. Тогда главные роли потрясающе исполняли Юлия Ткаченко (Фанни) и Наталья Лотоцкая (Хегги).

По сюжету события происходят в середине 1950-х, в Нью-Йорке, театре Офф-Бродвей, в гримерке. Бывшая голливудская звезда, которая 10 лет была в забвении, страдает алкоголизмом, готовится снова появиться на публике в роли Аркадиной в чеховской «Чайке». Ей помогает Хекки — служанка, костюмер и подруга. Они вспоминают разные мгновения в жизни... и за полчаса до начала спектакля неизвестный «поклонник» приносит подарок — бутылку бренди... Так начинается пьеса американского драматурга, режиссера и актера Джона Кромвелла. Это реальная история, рассказанная им, произошла с известной американской звездой 1930—1940-х Лореттой Тейлор, имя которой в пьесе изменено автором на Фанни Эллис. Напомню, Л.Тейлор была любимицей ведущего американского драматурга Тенесси Уильямса, сыграла во всех его ранних пьесах, особенно покорив драматурга в роли Аманды в «Стеклянном зверинце»...

«Премьера» — это история о том, что движет актрисой?  Откуда приходит вдохновение? Кто и что является источником творчества? Ради чего она готова жертвовать собой? Как сочетается материнство и успех? Что делать, когда годы летят неустанно, а публика, которая тебя на руках носила, забыла о своем бывшем кумире? На эти и другие вопросы, связанные с миром искусства и события, которые происходят за кулисами — говорится в психологическом спектакле. Я помню, как зрители не прятали слез, аплодируя двум мастерицам — Юлии Семеновне Ткаченко и Наталье Васильевне Лотоцкой (светлая память этим актрисам!). И вот новый взгляд на популярную пьесу, которая является театральным хитом и ставится в разных ведущих театрах мира.

Перед премьерой на «Сцене 77», встречаясь с представителями СМИ, режиссер Александр Сергеевич Билозуб, который сейчас является главным художником Национальной оперетты, пообещал зрителям «праздник и комедию в наше совсем невеселое карантинное время». Рассказал, что постановка родилась быстро — где-то за месяц — полтора, поскольку все участники действа, несмотря на пандемию коронавируса, соскучились по полноценной работе и по зрителям.  В спектакле играют два состава, каждый дуэт полноценный и не делится на главных и второстепенных исполнителей, а для того, чтобы решить, кто выйдет на сцену первым, даже бросили монетку. Так, в четверг играли Ирина Лапина (Фанни Эллис) и Ирина Беспалова — Примак (Хекке), а в пятницу выступали — Валентина Донченко — Бутковская (Фанни) и Екатерина Кобиева (Хегги).

Знаете, если честно, то мне удивило, как трагическая пьеса будет адаптирована в комедию?  Забегая вперед, скажу, что это получилась очень печальная «комедия» об истоках творчества — щемящая история о падении и подъемах, чем иногда приходится жертвовать, чтобы фортуна снова улыбнулась и провернулась слава и успех у публики.  В новом прочтении пьесы это спектакль не дуэтный, а на троих: когда бутылка бренди, представленная перед премьерой анонимным «любителем театральных шуток», становится словно третьим «действующим лицом». Она реально существующий противник Фанни. Это как соблазн для звезды-пьяницы! Может, хотя бы глоток выпить, чтобы погасить волнение перед выходом на сцену? Как состоится премьера, не сорвется ли актриса, если подвергнется своей слабости? Эта бутылка не произносит ни слова, но фактически она решает судьбу примадонны!

Ирина Лапина играла нервозную женщину, которая понимает, что получила шанс вновь подняться на Олимп, но так манит выпить и снять стресс... Этот поединок — сильнейшие мгновения постановки. А Ирина Беспалова–Примак (Хеккен) — рассудительная, сдержанная по характеру, полная противоположность Фанни. Она преданная, но не спускает глаз с темпераментной звезды, все время в тени, но готова руку протянуть, чтобы помочь подруге в трудную и решающую минуту... А где же праздник, который обещал режиссер? Видимо, именно в той бутылке, где скрывается «зеленый джин», которого звезде на этот раз удалось не выпустить... И пусть простит А. Билозуб, но смеяться, глядя его «Премьеру. Бродвейскую историю», совсем не хочется.  Видимо, режиссер так назвал жанр постановки, наследуя выдающихся драматургов-классиков, в частности, Ивана Карпенко-Карого, Антона Чехова, которые свои пьесы называли тоже комедиями... а на самом деле это произведения, которые побуждают к размышлениям...

Сейчас, из-за карантина, премьерные показы на выходные отменили, а потому, соблюдая все санитарные нормы, зрителей пригласят 5 и 19 декабря.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ