Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Премьер Денис Матвиенко

На днях молодому танцовщику присвоили почетное звание «Заслуженный артист Украины»
7 июня, 2006 - 19:30
АНАСТАСИЯ И ДЕНИС МАТВИЕНКО / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО / «День»

На последнем Международном конкурсе артистов балета в Москве большинство наград завоевали солисты Национальной оперы Украины, а гран-при единодушно был присужден 27-летнему Денису Матвиенко.

Когда о молодом танцовщике пишут, что он обладает «раскованной пластикой пантеры», называют сенсацией международного ранга, это говорит о том, что на балетном небосводе зажглась новая звезда. Денис Матвиенко — тот достаточно редкий, а потому особенно убедительный случай, когда еще у студента хореографического училища сразу проявились признаки солиста, премьера. На третьем курсе он уже танцевал на столичной сцене Принца в «Щелкунчике», поставленном его учителем Валерием Ковтуном, и с тех пор началось стремительное восхождение на балетный Олимп.

«ПЛАМЕННОЕ СУМАСБРОДСТВО»

В 1989 г. Денис поступил в Киевское хореографическое училище в класс В. Парсегова, обучившего его сольному мастерству. Уроки дуэтного танца вел В. Ковтун, в то время главный балетмейстер и художественный руководитель Киевского театра классического балета, часто приглашавший талантливого ученика исполнять отдельные номера в своем коллективе. Свой триумфальный путь Денис начал участием в Международном конкурсе им. С. Лыфаря в Киеве в 1996 г., став лауреатом II премии, будучи студентом третьего курса и приглашенным солистом Национальной оперы. А за три месяца до окончания училища он начал готовиться к очень престижному конкурсу в Люксембурге. Педагоги отговаривали, мол, слишком молод и неопытен. Вот тут и проявилось то качество, которое присуще лишь выдающимся танцовщикам, то «пламенное сумасбродство», которым отличались Мордкин, Нижинский, Барышников, Нуреев... Денис работал, как одержимый: днем — училище, а вечером — театр. Сессия по времени совпадала с началом конкурса, и он уговорил директора хореографического училища Татьяну Таякину перенести ему госэкзамен на день раньше срока. Блестяще выступил на конкурсе, завоевав гран- при и золотую медаль.

По окончании училища Дениса сразу же зачислили в труппу Национальной оперы Украины. У танцовщика началась череда ярких дебютов в главных партиях, по три- четыре за сезон. Альберт в «Жизели», Ромео, Базиль в «Дон Кихоте», Зигфрид в «Лебедином озере»... Главный балетмейстер Анатолий Шекера высоко ценил талант молодого артиста и давал ему «зеленую улицу» в работе, доверял ответственные гастроли.

В 1998-м — следующий конкурс им. Рудольфа Нуреева в Будапеште. Среди участников были еще несколько наших танцовщиков, получивших самые высокие награды — А. Дацышин и Т. Голякова привезли домой «серебро». «Золото» в тот раз не присуждали. Преимущество Дениса Матвиенко перед остальными участниками было столь велико — отрыв в 40 баллов(!), поэтому судьба гран-при была решена. После конкурса Денис получил приглашение выступить на Фестивале им. Рудольфа Нуреева в Казани, и с тех пор он ежегодный его участник.

Во время летних гастролей театра в 1998 году в Японии началась совместная работа Дениса с Еленой Филипьевой. Практически все время были вместе. В этом дуэте порывистость начинающего танцовщика столкнулась с опытностью и уверенностью народной артистки. Были ссоры, являвшиеся следствием огромных физических нагрузок, эмоций, усталости, но дуэт все-таки получился: «Жизель», «Дон Кихот», «Кармен-сюита», большие концертные программы, совместные гастроли в Казанском театре, в Большом, в Японии. После гала-концерта в Большом театре в канун 1999 года зам. главного балетмейстера А. Фадеечев предложил Денису ставку ведущего солиста. В то время он готовился к конкурсу в Нагое (Япония), поэтому договорились, что окончательно обсудят приглашение по возвращении. Однако намеченная на май «Жизель» со Светланой Лункиной не состоялась — ведущие солисты Большого не заинтересованы были в ярком конкуренте, так что о Москве пришлось забыть, по крайней мере, на год...

В конкурсе в Нагое приняли участие огромные силы — среди участников было много известных танцовщиков, лауреатов различных конкурсов. Здесь конкурсантов разделяли уже не десятки баллов, а сотые доли. На третий тур прошли практически все обладатели «золота» на разных состязаниях. Матвиенко с Филипьевой блестяще станцевали па-де-де из «Дон Кихота». В результате — золотая медаль и приз Вацлава Нижинского.

После конкурса Денис выступил в двух гала-концертах в Токио. Для молодого танцовщика это был фантастически звездный час. Он танцевал в одной программе с легендарной Майей Плисецкой (она исполняла «Умирающего лебедя»), с Фарухом Рузиматовым и Юлией Махалиной, с Патриком Дюпоном и Моник Людье, с Шарлем Жюдом, с Натальей Лидовской и Анастасией Волочковой, общался с этими звездами балета на равных.

Денис обладает личностным обаянием, которое привлекает к себе партнеров и поклонников. Его открытая улыбка, полное отсутствие претенциозности и снобизма, а также пресловутой «звездности» располагают и вызывают моментальную симпатию.

С победы на конкурсе в Нагое для Дениса началось активное и плотное сотрудничество с японскими импресарио. Был заключен гостевой контракт на спектакль «Дон Кихот» вместе с Е. Филипьевой. За полгода до запланированных спектаклей в новом Национальном театре Токио была развернута рекламная кампания, на которую японцы затрат не пожалели: газеты, журналы, биг-борды подготовили публику к встрече в марте 2000 года с неизвестным танцовщиком, который вскоре станет частым и желанным гостем. Летом Денис участвовал в традиционных гастролях балетной труппы Национальной оперы Украины в Японии и уже имел там свою публику, восторженных поклонников. Он — постоянный участник очень престижного «Джапан Балет Фестиваля», желанный гость на множестве балетных площадок...

УНИВЕРСИТЕТЫ МАРИИНКИ

...Однажды к Д. Матвиенко пришло ощущение, что Киев для него исчерпал себя, что необходимо искать что-то новое. За три года работы в киевском театре он перетанцевал весь классический репертуар. А в мире балета столько веяний, стилей, школ. Хотя уезжать из дома не хотелось, но его творческая душа требовала перемен. Как- то раз солист Мариинского театра Ф. Рузиматов предложил Денису попытать счастья в Санкт-Петербурге, тем более, что еще три года тому назад после конкурса в Будапеште директор труппы Махар Вазиев приглашал его работать в Питере, но тогда он отказался, считая, что не готов. Умение правильно оценивать себя, уравновешивать потенциал с реальным опытом — качества, доступные не каждому зрелому артисту, не говоря уж о юноше. Так в 2001 г. Денис попал в штат Мариинки. В родном же театре (Киеве) к успехам блестящего танцовщика отнеслись равнодушно и предложили написать заявление об уходе вместо того, чтобы дать отпуск. Это было обидно и больно. Д. Матвиенко дали понять, что и без него обойдутся...

В Мариинском театре судьба свела с замечательным педагогом-репетитором Раджепом Абдыевым, уроки которого насыщали пытливого танцовщика той новизной, к которой он так стремился. Именно он подготовил Дениса к конкурсу в Москве. А за время работы в Санкт- Петербурге Д. Матвиенко, кроме классики, станцевал в трех постановках Дж. Баланчина — «Рубины», «Блудный сын», «Тема с вариациями», также в «Золушке» в постановке А. Ратманского. Кроме того, успевал в поездки по контрактам в Японию: «Лебединое озеро» в постановке Р. Нуреева, «Ромео и Джульетта» в хореографии МакМилана.

А в родной киевский театр Дениса не приглашали. Чтобы не прерывался стаж, он год числился в труппе Донецкого театра оперы и балета. Постоянно гастролируя, заключая контракты, среди которых было и второе приглашение в Большой театр. Однако из-за травмы колена пришлось и в этот раз отказаться от «Жизели». Это был нелегкий период в жизни танцовщика, привыкшего 90% времени отдавать работе. А тут целый месяц вынужденного безделья... Сначала в полноги на репетициях он готовился к «Жизели», чтобы выступить в Японии с чешской балериной Барбарой Кахотковой. Спектакли прошли замечательно. А невероятная работоспособность, ответственность и выносливость помогли Денису в кратчайшие сроки восстановить балетную форму.

Сотрудничество с Национальной оперой Украины возобновилось летом 2002 года. Сезон был предельно насыщенным. Поездки, поездки... Москва, Петербург, Америка, гастроли с Казанским театром — двухмесячный тур по всей Европе, после чего еще и «Щелкунчик» в Японии. Все новые контракты и предложения... Ныне руководство киевского театра считается с личным графиком неординарного артиста, который, к его чести, успевает радовать своим искусством не только зарубежного зрителя, но и своих поклонников на родине. А в марте сбылась мечта — наконец-то в Большом театре России показали «Жизель», в которой Денис Матвиенко танцевал с народной артисткой России Надеждой Грачевой. Это было разовое приглашение, но успех от этого не меньший. Большой театр — театр больших традиций, больших амбиций, больших надежд.

«ПИГМАЛИОН»

Однажды в Токио Денис получил предложение станцевать в «Сильфиде» с молодой и неизвестной партнершей, которую сам определит и представит как свою протеже (существует в мире такая традиция, когда опытный танцор открывает юный талант: так, например, Владимир Малахов представил миру Полину Семионову). Для Д. Матвиенко это был прекрасный шанс познакомить публику с балериной, поразившей не только профессиональный взгляд Дениса, но и его сердце. За месяц до спектакля он позвонил Насте, чтобы она готовила партию. Д. Матвиенко мог бы чувствовать себя Пигмалионом, но он предпочел сделать предложение руки и сердца Насте. После гала-концертов в Америке и трех недель репетиций в Японии балета на музыку Массне «Манон» с известным хореографом МакМиланом он, наконец, в Киеве. Денис прилетел за три дня до свадьбы. Молодожены провели свадебное путешествие в Будапеште. Пять дней отдыха и вновь работа, репетиции, калейдоскопическая смена мест, названий спектаклей. Гала-концерты в Японии, «Дон Кихот» в Киеве, репетиции «Манон» в Париже, премьера в Токио и два месяца вместе с Настей (супругой и партнершей) в турне по Европе с Казанским театром...

В июле 2004 года Денис выступил в качестве партнера Насти Матвиенко на конкурсе в Варне, где его супруга получила первую премию, а ему пресс-жюри присудило первое место среди выступающих вне конкурса. Дуэт юной, по балетному красивой, талантливой балерины и яркого, экспрессивного, виртуозного, чуткого танцовщика стал обретать право на существование, о чем Денис давно мечтал. Председатель жюри Юрий Григорович предложил Денису Матвиенко попробовать свои силы на московском конкурсе.

УКРАИНСКИЙ МАСТЕР-КЛАСС

Началась подготовка к конкурсу. В Мариборе (Словения) Эдвард Клюг сделал современную постановку балета «Рэдио энд Джулиет». К нему-то и поехали Денис и Настя Матвиенко, чтобы разучить номер под названием «Встреча». Сам факт, что современный номер был предложен конкурсантами на первом туре состязаний, поразил жюри, которому предстояло оценить выступления 160 участников из стран СНГ, Европы, Америки.

Из Москвы восемь наград увезли с собой киевляне, талантливые ребята, солисты Национальной оперы Украины — А. Матвиенко, В. Ищук, Я. Саленко получили «золото», Н. Домрачева и И. Козлов — «серебро», Н. Мацак — «бронзу». Серьезное международное жюри присудило гран-при Денису Матвиенко, оценив его талант, школу, мастерство и виртуозность, а еще, наверное, стремление к красоте и умение создавать ее. Секретом своего и, конечно, Настиного успеха Денис считает появление их дуэта, в котором присутствует красота и отточенная виртуозность, а достигается это тогда, когда партнеры по-настоящему чувствуют друг друга. На третьем туре конкурса их изумительное па-де-де из «Корсара» однозначно решило судьбу двух высших наград.

Успех украинских танцовщиков широко и восторженно освещался в московской и международной прессе, а у нас, увы, по традиции прошел почти незамеченным: официальное поздравление от главы Верховной Рады Владимира Литвина, пара заметок да обзорных статей и недоуменно мазохистские пересуды между собой в узком кругу профессионалов, что то ли уровень конкурса был слишком низким, то ли... А может действительно наши танцовщики настолько сильны?

Год своего триумфа Денис завершил «Спартаком» в Большом театре и начал 2006-й с блестящего бенефиса в Москве, станцевав в «Золотом веке» — новой редакции легендарного балета Григоровича. В перспективе у Д. Матвиенко «Дон Жуан» в труппе Бориса Эйфмана в Санкт-Петербурге... Сегодня контракты украинского танцовщика расписаны на три года вперед. Работоспособность этого человека просто поражает. Как при таком плотном графике выступлений он успевает готовить все новые и новые партии? Денис Матвиенко умело и естественно избегает нарочитости, ложного пафоса и искусственного глубокомыслия. Его герои — живые люди. Темперамент каждого персонажа всегда отражают его национальные черты. Оставаясь в рамках классики, Денис мягко синтезирует богатства народной хореографии с традиционными формами классического танца. Каждое «па», исполненное Д. Матвиенко, обладает лаконичной чувственностью, присущей далеко не каждому танцовщику, которую можно соотнести с математическим понятием необходимого и достаточного, а в жизни с курьезной истиной: чуть больше — это уже слишком много...

8 июня Денис и Анастасия Матвиенко приглашают публику в Национальную оперу Украины — они выступят в гала-концерте фестиваля, посвященного памяти выдающегося хореографа Анатолия Шекеры, а 10 июня танцуют в балете «Жизель».

Лариса ТАРАСЕНКО специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ