Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Приближение...

В Черновцах 2013-й объявлен Годом знаменитой писательницы
21 марта, 2013 - 11:34
КАРТИНА ВЕРЫ БАРИНОВОЙ-КУЛЕБЫ «ЛЕСЯ УКРАИНКА И ОЛЬГА КОБЫЛЯНСКАЯ», МАСЛО, 1982 г. / ФОТО С САЙТА UK.WIKIPEDIA.ORG

Ольгу Кобылянскую считают классиком не только украинской, но и одной из определяющих фигур европейской литературы. Однако она и до сих пор остается недостаточно открытой. Осенью (27 ноября) будем праздновать 150-летие со дня рождения писательницы.

В день памяти, об Ольге Юлиановне рассказывает «Дню» доцент кафедры украинской литературы Черновицкого национального университета им. Ю.Федьковича, кандидат филологических наук Светлана КИРИЛЮК:

— Главная проблема осмысления творчества отдельного автора (хрестоматийного — и подавно) заключается в попытке «приблизиться» к нему. Но чем более известно имя писателя, тем меньше мы о нем знаем. Имею в виду, прежде всего, знание как понимание творчества, собственную открытость к его восприятию. В этом очень легко убедиться в дни отмечания юбилеев и широкомасштабных торжеств.

— В чем причина?

— А как в настоящее время можно полноценно прочитать произведения писательницы, если «полное» (в действительности — далеко неполное) издание ее творений увидело мир почти полвека тому назад и сегодня может считаться практически раритетом? Дневники писательницы, впервые изданные в 1982 году под названием «Слова зворушеного серця», также являются раритетом! Потому что на протяжении десятилетий оставались вне поля зрения литературоведения, как и религиозные мотивы в ее творчестве. Что уже говорить о раннем творчестве — до сих пор не обнародованое и «спрятаное» в академических фондах. А это целый пласт повестей, написанных по-немецки, — собственно то, с чего начиналась Ольга Кобылянская как писательница. Из-за этого Ольга Кобылянская, как и много других национальных классиков, остается «чтимой, но не читаемой».

— Как бы вы охарактеризовали этот пласт ее раннего творчества?

— Не самым ли важным в становлении Ольги Кобылянской как писательницы стал период, связанный с городом Кимполунг, который на территории нынешней Румынии. В творческом плане этот период очерчивается путем от «Гортензи» до «Царівни», в более широком — от немецкоязычной прозы к окончательному выбору в интересах языка украинского. В то же время это также путь от «сентиментального марлитовского стиля» к отысканию собственной неоромантики, утвержденной возвращением «обратно к душе», порывом к «верхам», творением особенного типа духовного «аристократизма» и тому подобное.

Так, 100-летие со дня рождения Ольги Кобылянской по постановлению ЮНЕСКО отмечали в международном масштабе. В настоящее время украинское государство в честь 150-й годовщины удосужилось лишь на конверты и юбилейную монету номиналом в две гривны, которую выпустит Национальный банк Украины в октябре. Основные мероприятия пройдут на Буковине 26—27 ноября, в частности, литературно-художественный праздник «Володарка чарівного слова», Международная научная конференция, премьера спектакля «Земля» по одноименному произведению писательницы, он-лайн конференция «Я рождена на Буковині», неделя литературы родного края «Царівна української літератури», праздник улицы им. О.Кобылянской в Черновцах, участие художественной делегации Черновицкой области в отмечании юбилея писательницы в Гура-Гуморулуй в Румынии, где родилась Ольга Кобылянская. Пройдут также педагогические чтения, выставки, фестиваль драматических ученических и учительских коллективов учебных заведений, конкурс ученических творческих проектов на тему «Усі твої думки тобі, народе вільний, і пісня серця, музика душі тобі» и другие мероприятия. Намечается также издать: книгу «Ольга Кобилянська. Перші літературні спроби», библиографический указатель «Лауреати літературно-художньої премії ім. О.Кобилянської», путеводитель по музею выдающейся буковинки. Однако в решениях чиновников нет ни одного слова о единственном в мире музее писательницы, который требует основательного ремонта, создания новой экспозиции. Как видно, буковинская власть ограничилась лишь культурно-художественными мероприятиями.

КОММЕНТАРИЙ

«Кому нужен музей Ольги Кобылянской?..»

О том, как живется музею в канун юбилея, спрашиваем директора Литературно-мемориального музея Ольги Кобылянской, поэта и исследователя ее творчества Владимира ВОЗНЮКА:

— То, что музеи выживают тяжело, — это не новость. Исходя из тех реалий и с того отношения государства к культуре вообще, мне не раз приходило в голову написать статью: «Кому нужен музей Ольги Кобылянской?» Если вы посетите усадьбу Ольги Юлиановны, то снаружи порядок, и музей выглядит празднично... А вот что касается внутреннего ремонта помещения, то на него у нас сегодня денег нет. А те средства, которые предусмотрено выделить на него, — мизер! И власть даже не обещает выискать их. Я уже не говорю о новой музейной экспозиции, для которой необходимо, по меньшей мере, 200 тысяч гривен. Художники-проектанты меняются, потому что нет реальных средств... Например, на фильм о Кобылянской не хватило 50 000 гривен. В адрес областной государственной администрации поступило письмо от студии «Виател», работающей над созданием фильма о величайшей украинской писательнице Ольге Кобылянской, в котором меценатов приглашают приобщиться к завершению ленты. Над картиной работают автор и ведущая, черновчанка Наталья Сопит и режиссер Василий Витер (съемки проходили в нашем музее и Дымке). Возможно, к дате что-то изменится к лучшему, но надежд мало.

Мария ВИШНЕВСКАЯ, Черновцы
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ