Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Принцип большинства и художественное творчество

Алексей Кужельный, народный артист Украины — о «Киевской пекторали» и премиях вообще
24 декабря, 2019 - 11:12
В ЭТОМ ГОДУ ЗА ПРЕСТИЖНУЮ НАГРАДУ СОРЕВНУЮТСЯ 17 ТЕАТРАЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ СТОЛИЦЫ, КОТОРЫЕ ПРЕДСТАВИЛИ СВОИ 55 НОВЫХ СПЕКТАКЛЕЙ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

«День» уже сообщал о событии, которое вызвало большой резонанс в театральных кругах, — международное жюри назвало победителей II Всеукраинского фестиваля-премии «ГРА» (основанного Национальным союзом театральных деятелей Украины под руководством Богдана Струтинского). Мы вместе порадовались за 12 лучших из лучших! А еще заметили, что в нынешнем творческом соревновании лауреатами стали преимущественно столичные коллективы (Театр драмы и комедии на левом берегу Днепра — «Плохие дороги» — за лучший драматический спектакль; Киевская опера — «Король Дроздобород» — за лучший спектакль для детей; Национальная опера — «Скрипач на крыше»; — за лучший музыкальный спектакль в жанре оперы/оперетты/мюзикла; «Золотые ворота» — «Фрекен Юлия» — за лучший спектакль камерной сцены ; Театр на Печерске — «Мир в ореховой скорлупе» — за лучший поисково-экспериментальный спектакль) и киевские мастера в индивидуальных номинациях: Инна Скорина-Калаба за роль Кристины в спектакле «Фрекен Юлия» — за лучшую женскую роль; Дмитрий Рыбалевский (Кориолан в спектакле «Кориолан») — за лучшую мужскую роль; Тамара Трунова («Плохие дороги») — за лучшую режиссерскую работу; Петр Богомазов («Кориолан») — за лучшую сценографию; Алексей Буско («Кориолан») — за лучшую хореографию; Акмал Гурезов («Плохие дороги») — за лучшее музыкальное решение спектакля. В этом списке лауреатов единственной «прорвалась» среди коллективов из других городов — Львовская опера с «Правдой под маской»: «Пульчинелла», «Весна священная», получив приз за лучший хореографический/балетный/пластический спектакль. Кстати, все столичные постановки и исполнители не были ограничены вниманием критиков, а также наградами другой престижной премии — «Киевской пекторали». Поэтому мы решили поговорить с председателем Киевского отделения НСТДУ Алексеем Кужельным, сопредседателем оргкомитета «Киевской пекторали» о смысле творческих соревнований и почему всегда есть довольные и недовольные?

— Инициируя, организовывая и даже получая премии, всегда задумаюсь над их смыслом, — признается А. Кужельный. — Глобально, на мой взгляд, художественные премии одновременно утверждают и дискредитируют принцип большинства. Он — такой важный в жизни общества, в определенной степени полезный, но абсолютно недееспособный во всем, что касается художественного творчества. Именно поэтому результатами премий довольны только те, кто их получает. Премии существуют, только если становятся инструментом развития, совершенствования своего поля деятельности, на котором они вырастают.

— Почему, по вашему мнению, немало критики льется на «Киевскую пектораль»?

— Напомню, театральная премия «Киевская пектораль» родилась 27 лет назад вместе с городскими капустниками и подтверждала общественный оптимизм относительно послабления идеологического давления, закрепляла достижение движения «театров-студий», избавляла от опасения относительно перепроизводства театрального продукта. На количество спектаклей, которое резко увеличилось усилиями новообразованных театральных единиц, нашелся зритель, интерес которого к этому виду искусства оказался сверхвысоким, правда, с очень разными вкусами, не всегда высокоэстетическими.

Позже театральная «Пектораль» стала акцентировать свое внимание на специфических особенностях этого вида искусства — начали появляться новые номинации, которые, например, отделили спектакли камерных театров от спектаклей большой сцены.

— Три года назад экспертам было нелегко, потому что они должны были посмотреть все премьеры, а это приблизительно до девяти десятков постановок! Такой театральный марафон был очень изнурительным. Сейчас легче, потому что в этом году в список новинок вошли 53 спектакля. Что еще изменилось или стало лучше?

— Знаете, постепенно пришло время, когда смотеть все премьеры всех театров стало невозможно, и тогда выбор спектаклей претендентов на премию был возложен на сами театры — городского подчинения и национальные. В одном ряду с ними могут претендовать на победу в номинациях «Событие года» и «Специальная премия» театры любой формы собственности. Добавилась «Серебряная Пектораль» для любительских театров, которые не только растят зрительскую аудиторию, но часто, и со временем все больше, воспитывают кадры для профессиональных театров.

— Кто входит в состав жюри?

— Жюри «Киевской пекторали» назначал ее оргкомитет. Кого-то выводил из состава, кого-то сохранял десятилетиями. Наступил момент, когда доверие к его решениям упало, да и внутренняя атмосфера — выяснения, чье мнеее более весомое, кто оббегает все спектакли только ради денег и стабильно засыпает на них — привела к тому, что вставил вопрос о решительных изменениях. Сегодня каждый театр-участник выделяет в состав жюри двух доверенных лиц, которые просматривают спектакли в своих номинациях. Главной целью реорганизации было даже не столько обеспечить 100 % просмотр претендентов, сколько через представителей театров информировать коллег о театральном процессе, который отслеживать сегодня довольно сложно.

В первый год три главных режиссера стали членами жюри, сейчас это преимущественно завлиты, ведущие актеры, театроведы. Состав жюри «Пекторали» меняется ежегодно на 70% процентов. Например, в российской театральной премии «Золотая маска» нельзя быть членом жюри более двух лет подряд, в Национальной премии им. Т.Шевченко состав комитета меняется каждые три года.

В этом году мы пригласили стать группой независимых экспертов из числа блогеров и зрителей, которые ведут активную информационную деятельность по поводу увиденных ими театральных представлений в Фейсбуке и других социальных сетях.

— Так тепер все будет объективно?

— Знаете, сколько бы мы ни пытались добиться объективной оценки художественных достижений театралов, нам не удается это сделать по принципу большинства. В древнеславянских вече для совершения акта коллективной воли было необходимо единодушие. Добиться единодушия в восприятии произведения искусства невозможно. Множество примеров в истории искусства, когда мнение единиц — мнение неквалифицированного большинства оказывалось решающим. Простой пример — «Черный квадрат» К. Малевича. Для одних — шедевр, а для других — непонятно.

— Покойная Валентина Заболотная, известный театровед, учредила свою, как говорила — альтернативную, премию «Бронек», потому что имела претензии как эксперт к «Пекторали».

— Безоговорочной, по крайней мере для ее основательницы, была премия «Бронек» авторитетного театроведа В.Заболотной, которой она единолично отмечала свои вкусы, а их символическим материальным эквивалентом служила... 1 гривня. Меценаты, театралы, этот путь открыт для всех!

— А какую смету имеет «Киевская пектораль»?

— Финансирование «Киевской пекторали» неизменно составляет 400 тысяч гривен. Размер вознаграждения одного лауреата — 15 тысяч гривен. Всеукраинский театральный фестиваль-премия «ГРА» свой бюджет не обнародовал, и потому в отношении дальнейшего развития инструментария определения особенностей в деле театральном на нее большие надежды.

— Многие эксперты считают, что критерии оценок пора менять, вводить новые номинации.

— Много лет назад признанными отличиями камерной и большой сцены, отдельными премиями стоило бы акцентировать сценографические особенности разномасштабных декораций, особенности средств существования актера на камерной сцене. Был урожайный год, когда в Киеве было сделано пять интересных моноспектаклей. Это чрезвычайно важеный для становления личности актера жанр. Тогда не удалось положить начало соответствующей номинации, учитывая небольшую конкуренцию, в масштабе национальной премии это было бы очень полезным.

Персональные премии за лучшую мужскую и женскую роли всегда получают драматические актеры. Очевидно, нужно отдельно радоваться достижениям коллег из музыкальных театров.

Считаю, что достояны номинации светловые партитуры спектаклей. Когда-то в «Пекторали» была премия для театральных критиков. Театроведческий анализ спектаклей-номинантов с реальной критикой, пусть обнародованной анонимно, мог бы бать полезен профессиональным осознанием, больше даже, чем премиальное признание.

Например, в премии «ГРА» на финальном этапе оценивания становится важным мнение иностранного жюри (в этом году его возглавлял журналист, музыковед, культурный менеджер Дитер Топп из Германии). Уверен, к своей прямой функции они прибавляют и хорошую весть мировому театральному сообществу о нашем театре, обогатят своим опытом и нас.

В «Киевской пекторали» к камерным театрам относятся те, которые имеют не более 100 мест. Это не цифра с неба, а акцентирование на мировом опыте особого налогообложения таких театров. Сегодня камерные театры — основное «тело» театрального процесса страны, они существуют отдельно и в пределах больших театров, как абсолютное большинство не просто арифметическое, а что драгоценно как самая выдающаяся форма зрительского внимания.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ