Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

"Приветствие жизни" Владимира Одрехивского

или Как выглядят мастера руками известного скульптора
17 мая, 2017 - 22:13
Фото предоставлено автором

В ноябре 2016 года во Львове состоялась значимое в культурно-художественной сфере жизни событие. В скверике под Святоюрским холмом со стороны Городецкой улицы установлен памятник украинскому поэту-мечтателю Богдану-Игорю Антоничу работы скульптора Владимира Одрехивского. По замыслу автора, мощеная дорожка от подножия композиции должна вести на противоположную сторону улицы, к входным воротам каменного домика, где в 30-х годах ХХ века у своей "ворчливой... старомодной тети" проживал молодой поэт.

Пространственно-пластическая структура композиции памятника отличается оригинальностью замысла (а работа от проекта до реализации идеи велась с 2009 года) и удачным включением пластики скульптурного материала в природную среду, будто иллюстрируя сказанное поэтом в цикле поэзий "Привітання життя":

   Виходжу в сад і юне серце

   Не заспокоєне й невтишне

   Окрилюю зеленим скерцо

   Розспіваної тужно вишні.

Как отмечает сам скульптор, образ поэта-философа - это пластическая метафора образа человека, который "находится в глубокой внутренней связи с окружающим миром, в вечном круговороте жизни, природы, постоянного процесса изменений, метаморфоз, превращения одних форм жизни в другие, взаимном переплетении всех элементов бытия в непрерывном росте от земного к небесному - духовному"

"Антонич был поэтом и жил когда-то во Львове", - написал в предисловии к сборнику поэзий "Пісня про незнищеність матерії" Дмитрий Павлычко, о талантливом и на то время почти неизвестном поэте, который родился в 1909 году в семье священника в селе Новица на Лемковщине, и приехал во Львов "покорять мир".

Родом из Лемковщины была и семья Владимира Одрехивского:  отец - Василий Одрехивский, резчик-скульптор, заслуженный деятель искусств Украины; мать - Мария Байко, участница известного в прошлом певческого трио, народная артистка Украины, профессор львовской музыкальной академии. В этой талантливой артистической семье и родился будущий скульптор  14 мая 1955 года. Дипломная работа - скульптура "Мечтатель", которую Владимир создал при окончании Львовского института прикладного и декоративного искусства в 1978 году, получила наивысшую оценку. Тогда же он был зачислен на должность преподавателя кафедры рисунка в родном вузе, с которым связан со времен студенчества до сих пор, вот уже сорок пять лет.

В 1992 году Львовский государственный институт прикладного и декоративного искусства (ЛГИПДИ) направил В.Одрехивского на стажировку в Парижскую академию искусств. Занятия в академии, работа в мастерской, прогулки по Парижу...  Находясь на демонстрации моделей одежды Пьера Бельмена, молодой скульптор был представлен друзьями Пберу Кардену. "И когда последнему представилась возможность увидеть некоторые из более чем сорока выполненных во Франции в терракоте и дереве произведений В. Одрехивского, он пригласил львовского маэстро выставить свои работы в его престижном зале на Шанз-Элизе".

"Пластика - это очень своеобразное искусство, - рассуждает В. Одрехивский, - это искусство игры форм в пространстве. Собственно, в ХХ веке состоялась большая революция в понимании пластики в скульптуре. Большой отход от литературной описательности, от узости в понимании скульптуры. Выход на новые формы сделал революцию в пластике. Я склоняюсь перед большими мастерами пластики ХХ века - Александром Архипенко, Аристидом Майолем, Деспио, Бранкусси, Генри Муром. Но эти поиски должны иметь внутренний вектор, независимо от того, делаешь ты реалистичную вещь или какую-то абстракцию".

"Сначала я работал в сегменте реалистичной пластики с определенной стилизацией, - продолжает маэстро, - позже пришел период обобщения скульптуры, где человеческие фигуры трансформируются в какие-то условные формы. Теперь в значительной степени пробую использовать формы объемные и вогнутые, даже отсутствие форм, сохраняя какие-то силуэты человеческой фигуры".

Именно такими являются творения В. Одрехивского 90-х годов - "Встреча", "Мечта", "Диалог", "Объятия", "Мелодия", "Полет" - оригинальные по замыслу, где желание передать грациозность женских форм, мелодику движения, пластику, отображает основную идею скульптора - поиск и утверждение гармонии, равновесия и в то же время утонченности человека в себе, в своей сущности.

Творческие достижения В. Одрехивского того времени были отмечены рядом международных наград, среди которых "Специальный приз за скульптуру" на 25-ом Салоне искусств Шампань сюр-Уазе (1995), "Серебряная медаль" за скульптуру "Сирена" на 40-ом Международном Салоне пластических искусств в г. Безье (1996), "Первый приз за скульптуру" на 47-ом Салоне живописи и скульптуры у Буржуа Жалю (1996), "Первая премия" за композицию "Маски", выполненную в красном мраморе, на Международном симпозиуме по скульптуре в камне в Монт-Дюфен (1997) во Франции.

Известная французская фирма "Environement S. A." в г. Пуасси, которая занимается проблемами охраны внешней среды, в честь двадцатилетия своей деятельности в вестибюле своего офиса установила бронзовую фигуру "Светлая надежда" работы В.Одрехивского. Полутораметровая удлиненная грациозная фигура, полированная поверхность которой удачно дополняла утонченность композиционного замысла скульптора, стала своеобразной эмблемой благородной деятельности фирмы.

Имя Владимира Одрехивского вошло в самое известное международное художественное издание - "Словарь живописцев, скульпторов, художников и граверов всех времен и всех стран" Э. Бенезита (Париж, 1999).

В следующее десятилетие скульптор, ученик Эммануила Мисько, Дмитрия Крвавича и своего отца Василия Одрехивского много экспериментирует, пробует себя в разных материалах, используя богатство творческих возможностей и поисков, воплощая их в символических циклах "Рождение света", "Дороги", "Корни", которые экспонировались на юбилейной персональной выставке в 2015 году в Национальном музее во Львове.

Абстрагированная синтетическая пластика произведений последних лет - "Земля", "Небо", "Объявление", "Преимущество" - изготовлена из шамота (в противовес лоснящейся бронзе) и развивает драматическую символично-экспериментальную линию, трактованную скульптором как "художественные инспирации, источником которых исключительно насыщены драматические события, ворвавшиеся в нашу действительность".

В настоящее время за плечами профессора кафедры монументально-декоративной скульптуры Львовской национальной академии искусств, народного художника Украины Владимира Одрехивского свыше 40 персональных выставок в Украине, Франции, Германии, он участник многих групповых национальных, региональных и областных художественных выставок, а также ряда художественных выставок и салонов во Франции.

Владимир Одрехивский работает не только в сфере камерной пластики. В его творческой наработке  свыше 30 монументальных памятников (Ивану Франко, Тарасу Шевченко, Лесе Украинке и другим), установленных по всей Украине, а также бронзовых скульптур, которые украшают парки Франции. Последней в этом ряду стала композиция "Приветствие жизни" во Львове.

Примечательно, что когда устанавливался памятник Богдану-Игорю Антоничу, его автор, скульптор Владимир Одрехивский был избран ректором Львовской национальной академии искусств.

Ярослав КРАВЧЕНКО, искусствовед
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ