Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Призванный танцем

17 сентября, 1998 - 00:00

Когда артист балета встречает полдень своего века, принято говорить о его заслугах, вкладе в историю хореографического искусства. Литвинов прославился на сцене Национальной оперы в первую очередь как характерный танцовщик, создавший образы, преисполненные страсти, душевных мук, гротескных черт, которые, казалось бы, противоречат общему представлению о романтичности классического балетного канона, в котором должна доминировать лирика полусказочного бытия. Виктор Литвинов преодолел Рубикон тривиальности. За ним справедливо закрепилась слава яркого характерного танцовщика, которому подвластны образы шекспировского масштаба. Уже свыше четверти века на сцене столичного театра живет и обновляется новой генерацией танцовщиков балет «Ромео и Джульетта» в постановке Анатолия Шекеры. Первым Тибальдом был Виктор Литвинов. Трудно забыть хищную звериную пластику его героя, лишенного нежности, упрямого в своих архаических, убогих представлениях о чести средневекового рыцаря. Он вступает в поединок с любовником Джульетты — Ромео, а потом с остряком Меркуцио, демонстрируя только одну науку своей жизни — месть, жажду убийства. Тибальд стал значительной вехой в артистической карьере танцовщика, и зрители с нетерпением ожидали появления на сцене его новых героев.

Но Литвинов не стал эксплуатировать найденный образ жестокого и кровожадного мстителя. В постановке балета-сказки Генриха Майорова по мотивам «Чипполино» Джанни Родари Виктору достался откровенно комический персонаж — принц Лимон. Он как бы олицетворял в своей партии высокомерие лимонного царства. Оказалось, что и языком гротеска Литвинов также владеет в совершенстве. Комичность Лимона танцовщик подчеркивал резкими пародийными движениями, неожиданными гримасами на «аристократическом» лице. Обновленная лексика танца, веяния западного модерна и сегодня близки творческой манере мастера.

Как ведущий танцовщик характерного амплуа Литвинов исполнял на сцене Национальной оперы роли Эспада в «Доне Кихоте» и Ганса в «Жизели». Надменный испанец Эспада и танцует, и позирует, как тореадор: веками вышколенная пластика, особая манера постановки корпуса. О, именно от таких сходили с ума девушки, прятавшие свои страстные взгляды под сенью пышного веера...

Лесничий Ганс, влюбленный в сельскую девочку Жизель, пытался предостеречь ее от любви к изменчивому графу Альберту, но напрасно... Эта партия построена не столько на сложных танцевальных вариациях, сколько на пантомиме, где требуется настоящее актерское дарование. Виктор создавал образ чистосердечного юноши, который словно предвидел трагическую развязку фатальной любовной истории. Как и Жизель, он становится жертвой этой вспышки страсти.

Драгоценный опыт танцовщика стал основой уверенного становления Литвинова как хореографа. О его постановке балета «Барышня и хулиган» на сцене Национальной оперы «День» недавно писал. Новая работа ждет Виктора Литвинова в Соединенных Штатах Америки, где, кстати, он и встретит завтра свой юбилей.

Игорь ДЫЧЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ