Даже не верится, что этот красивый мужчина, потрясающий актер больше не порадует зрителей новыми работами... Известие о смерти Степана Степановича стало шоком для его коллег и всех поклонников самобытного таланта Олексенко. Прощание прошло в его родном театре, с которым неразрывно связано имя актера уже более четырех десятилетий. Именно на этой прославленной сцене он проявил свой многогранный талант и родились его лучшие роли: Мыхайло Гурман в «Украденном счастье», Дон Жуан в «Каменном властелине», Гемон в «Антигоне», Никита в «Ярославе Мудром», Глостер в «Короле Лире», Иль в «Визите старой дамы», Вершинин в «Трех сестрах», Тиресий в «Царе Эдипе»... Более 19 лет Степан Степанович потрясающе играл Мастера в булгаковском «Мастере и Маргарите» — спектакль, ставший знаковым в его судьбе и визиткой в репертуаре франковцев. Режиссеры (Ирина Молостова, Дмитрий Алексидзе, Сергей Данченко, Владимир Оглоблин и др.) любили работать с Олексенко, зная, что он не только профессионал экстракласса, но и актер, которому по плечу разноплановые роли: высокая драма и трагедия, тонкий юмор, а в образах, создавае мых актером, всегда была целая гамма оттенков. Настоящим потрясением для зрителей стал спектакль «Адвокат Мартиан», созданный по пьесе Леси Украинки на малой сцене. Его герой словно вобрал в себя человеческую боль, страдания. Актер рассказывал о вечном поиске гармонии и веры...
— Наверное символично, что последняя работа Степана Степановича — роль Райнера в «Соло для часов с боем», — сказала завлитчастью Театра им. И. Франко Наталья Пономаренко. — Его герой — мастер- часовщик по ходу сюжета пытался забраться на городскую башню и завести остановившиеся часы, чтобы вернуть время вспять... Мне кажется, что внутреннее неспокойствие актера и героя совпали... Олексенко играл фантастически. В мае прошла премьера спектакля. И многие критики, зрители отмечали, что роль Райнера-Олексенко — одна из лучших в этой постановке. Мне кажется, что в своем актерском финале Степану Степановичу все же удалось завести те часы...
В труппу нашего театра Олексенко поступил в 1964 году. Он сразу же заявил о себе, как неординарный актер. Еще учась в Киевском театральном институте, на втором курсе, он снялся у Г. Козинцева в фильме «Гамлет» в роли Лаэрта (при чем прекрасно «вписался» в команду тогдашних популярных киноактеров: Иннокентия Смоктуновского, Анастасии Вертинской). После той картины, которую ныне называют «классикой советского кинематографа», Степан Степанович постоянно совмещал работу в театре со съемками в кино и ТВ (снявшись в нескольких десятках фильмов). Он был народным артистом, академиком АИУ, награжден высокими государственными наградами. Его обожала публика... Вы знаете, если посмотреть на список актерских работ на франковской сцене, то бывали такие сезоны, что Олексенко играл по две-три премьеры...
— Мы познакомились со Степаном очень давно, когда я работал еще во Львовском театре им. М. Заньковецкой, — вспоминает худрук франковцев Богдан Ступка. — Я был потрясен его актерской игрой и мужской красотой. Бог, природа и родители наделили его массой талантов. Мы быстро подружились, я называл его «Степочкой»... Когда приезжал на съемки в Киев, то приходил в гости в их семью. Потом, когда мы стали вместе работать в Театре им. И. Франко, то часто были партнерами в спектаклях. Первыми нашими совместными постановками стал «Дикий ангел» и «Украденное счастье». Он был потрясающим партнером: терпеливым, толерантным. Всегда старался прийти на встречу, помочь, если что-то не получалось в роли. После репетиций мы выходили из театра и долго ходили по городу, говорили об актерском мастерстве, искали нюансы и черты будущих образовав, которые собирались играть. У Степочки был такой мощный талант! Он мог играть разноплановые роли: героичные, романтичные, лиричные, характерные. Я вспоминаю, как фантастично он играл в «Трибунале» Коменданта — сколько энергетики, какой характер он создал в этом спектакле! Он умел одним штрихом показать целый характер. Степан интересно копировал колоритных людей, которых встречал в жизни. На сцене Олексенко был фейерверком эмоций, а вне ее — очень мягкий, добрый. Мне кажется, что именно мягкость, «не зубастость» ему мешали в жизни... Кстати, Степочка был мастер на все руки: прекрасно шил, рисовал. Однажды пришел в театр в малиновом пиджаке, который сам сшил, и вызвал восторг у коллег (ведь в советские времена все приходилось доставать)... Когда он приступал к работе над образом, то вначале делал эскизы, пытаясь на бумаге передать характер героя. Он скрупулезно искал пластику, интонации, разные черты новой роли... Для нас его смерть огромная беда. Это беда не только для театра, но и для кино. Он так много еще мог сделать... Но вышло почти как у Гоголя в «Старосветских помещиках», когда Пульхерия Ивановна (жена Афанасия Ивановича) умирает, то через пять лет он идет за ней. У Степана после смерти Марины прошло три года, и он ушел... Я считаю, что его последняя работа в «Соло для часов с боем» войдет в историю украинского театра, а будущие критики будут учиться, смотря запись этого спектакля. Слава Богу, мы успели снять об Олексенко документальный фильм, сохранились записи его легендарных спектаклей: «Визит старой дамы», «Мастер и Маргарита»... на пленках и в сердцах он живет...
— В жизни Степан Степанович был очень интеллигентным, мягким, добрым человеком, но если посмотреть в его глаза, то в них, словно затаилась какая-то боль, внутренняя грусть, — вспоминает Н. Пономаренко. — Почему? Мы, франковцы, близко его знавшие, так и не смогли понять отчего он часто печалился, грустил... Степан Степанович был красавец, с настоящим сильным мужским началом. В него были влюблены очень многие женщины, обожали поклонницы, а Степан Олексенко всю жизнь любил только одну женщину — свою жену и партнершу в театре Марину Герасименко. Мне кажется, что актер так и не оправился от несчастья, когда внезапно умерла его супруга... Для франковцев уход Степана Степановича — невосполнимая утрата. Он был единственным исполнителем во многих спектаклях и так, как играл Олексенко, никто не сможет его заменить... Мы помним и любим его. Пусть душа его успокоится. Вы знаете, в день прощания с актером, телевизионщики, не зная о смерти Олексенко принесли кассету с записью спектакля «Мастер и Маргарита», запечатлев его в легендарной роли. Когда я посмотрела запись, то подумала, что Степан Степанович там очень похож на Михаила Афанасьевича, а его Мастер, как и Булгаков, был очень ранимым человеком, способным на высокие поступки; отчаяние — в моменты разочарований; личностью, которая постоянно была в поиске, творческом горении...
Когда хоронили Степана Степановича, то, по актерской традиции, звучали аплодисменты. Коллеги, друзья, поклонники его таланта плакали, не скрывая слез. Наверное, это мистика, но на Байковом кладбище Степан Олексенко отныне покоится рядом с могилами франковцев: его любимой жены Марины (Герасименко), режиссера Сергея Данченко, с которым создал десятки ролей, и многолетним партнером по сцене Виталием Розстальным...
«День» выражает соболезнование родным, близким, коллегам и друзьям Степана Степановича Олексенко.