Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Проводники к сердцу

В Амстердаме презентовал новый спектакль один из наиболее известных уличных театров мира
1 октября, 1998 - 00:00

На закате дня около двух тысяч зрителей переправляются паромом к портовой гавани, чтобы в этом индустриальном ландшафте с подъемными кранами и апокалиптическими металлическими конструкциями, на фоне бескрайнего звездного неба посмотреть наиболее сенсационные театральные зрелища со всего мира.

Настоящим хитом нынешнего фестиваля стал спектакль «Хотазель» голландского театра Dogtroep.

На протяжении двадцати лет этот коллектив странствует по миру, выбирая для своих постановок самые неожиданные для театральной игры территории. Заброшенная фабрика в Белграде, занесенный снегом склон французских Альп, стеклянный фасад госпиталя в Гроннингеме — это только некоторые точки, в которых театр взрывался фейерверком причудливых эффектов, образной экспрессией, а главное, взволновывал своих многочисленных зрителей редкостным гуманизмом.

Dogtroep — интернациональный ансамбль, актеры которого одновременно являются музыкантами, техниками и дизайнерами. Здесь не существует диктата режиссера-лидера, сюжет и трюки каждого представления создает коллектив на основе элементов различных мировых культур, личного опыта каждого участника проекта, а также непосредственных впечатлений от конкретного места, где происходят репетиции.

В прошлом году, странствуя по Южной Африке, Dogtroep оказался в маленьком шахтерском поселке Хотазель — местности засушливой и знойной. Там, около последней бензоколонки на краю пустыни Калахари, родился замысел их нового спектакля.

Через некоторое время после этого в театр пришла беда — в результате несчастного случая на съемках фильма во Франции погиб исполнитель главных ролей почти во всех спектаклях ансамбля Вейгер Вудсма и художник по свету Марк Биагони. Наиболее трагическое событие в двадцатитрехлетней истории Dogtroep поставило под угрозу работу над спектаклем. Однако коллектив выстоял и нашел силы продолжать свой проект.

Спектакль «Хотазель» стал мучительной реакцией на трагедию: ведь для актеров Dogtroep творческий процесс неотрывен от реальности повседневности. Экстремальные погодные условия, уединенная станция отвечали настроениям участников как можно лучше. Горькие чувства потери и уязвимости человека, исследовать природу которых было необходимо именно в тот момент, стали пронзительным мотивом спектакля.

Для деятельности Dogtroep много значит интуиция, зрелище конструируется не столько рационально, сколько при помощи ассоциаций; образы и даже музыкальные темы провоцируют придумывание историй, мозаика которых и составляет сюжет представлений этого уникального уличного театра. Истинный смысл мистерий, которые разыгрывает Dogtroep, открывается не благодаря слову (текстовые фрагменты минимальные), но тишине и причудливому ряду выразительных метафор и пластичных образов, что делает зрительскую реакцию глубоко интимной и волнующей. Не удивительно, что и герои спектакля «Хотазель», прототипами которого стали наивные обитатели далекого африканского поселка, хоть иногда и кажутся пришельцами с других планет, оказываются, в конце концов, на удивление близкими и понятными публике.

Dogtroep ненавидит фальшь. Даже использование настоящих воды и огня, живая музыка, микроавтобус, упрямо преодолевающий песчаные насыпи, реальные деревья, около которых разворачиваются некоторые эпизоды — все это помогает актерам избежать псевдоправды, той искусственности и нарочитости, которой так страдают многие современные художники. Представление «Хотазель» — светлый реквием по погибшим коллегам, смиренное примирение с их потерей, мудрый и спокойный взгляд в глаза смерти. Спектакль завершается в полной темноте, в которой видны только звезды на ночном небе и их отражения на мокром песке. Тишина. И только отдаленный шум мегаполиса напоминает о буднях жизни.

Голландские актеры не апеллируют к нашему уму или интеллекту. Они касаются сердца, вновь открывая как будто известные истины о добре и зле, о любви и ненависти, о радости жизни и неотвратимой смерти. Жаль только, что припомнив эти истины, мы забываем о них так скоро.

Юлия ВОЛХОНОВИЧ, Амстердам — Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ