«В наивном искусстве нет агрессии. Таков его мир: все сладкое. И нашему миру этого не хватает», — рассуждает Петр ГОНЧАР, один из кураторов выставки «Чистое искусство». Проект сейчас проходит в «Мистецькому Арсеналі», что в Киеве, на нем представлено несколько сотен работ.
Масштабная выставка, по замыслу организаторов, является попыткой вывести наив за пределы «этнографического» поля и вместить его в более широкий контекст развития украинской художественной традиции. Выставка продолжает ряд проектов «Мистецького Арсеналу», таких как «Окна», «Екатерина Билокур. Хочу быть художником» и «Мария Приймаченко. Необъятное». Проект создавался совместно с Национальным художественным музеем Украины, Национальным музеем украинского народного декоративного искусства Украины, Национальным центром народной культуры «Музей Ивана Гончара» и др.
«ТІКАЙ, ПЕТРЕ...»
Экспозицию разделили, хотя это и условно, на пять частей: «Оригинал и копия», «Имена», «Портрет», «Архетипы», «Оригинал и копия», «Имена», «Портрет», «Архетипы», «Грань». Так, в первом разделе «Оригинал и копия» кураторы исследуют, что для наивных мастеров является копией. Наряду с работами художников из народа — картины украинских классиков Николая Пимоненко и Константина Трутовского, которые тиражировались на открытках и так становились источником вдохновения для самоучек.
Происходит взаимовлияние: профессиональный художник берет сюжет из народной жизни или фольклора, а затем любители создают собственные версии известной картины. Например, «Тікай, Петре, з Наталкою, мати іде з качалкою» — формула популярного в народе сюжета, который встречался и у известных
художников. Петр Гончар замечает: «Почти в каждом доме была картина с подобным сюжетом. По сути, здесь отражено отношение украинца к любви, семье, родителям».
«НАИВНЫЙ» РЕМБРАНДТ С САСКИЕЙ
Произведения современных художников суседствуют с картинами наивных художников в разделе «Имена». Фантастические звери и удивительные цветы Марии Примаченко представлены наряду с «Оммажем Марии Примаченко» Арсена Савадова. Оказывается, современный художник немало времени исследовал творчество легендарной художницы.
«ВИБІЛЮВАННЯ ПОЛОТНА». АННА ГОТВЯНСКАЯ
Чуть ли не единственный представитель городского наива на выставке — одессит Георгий Малявин. На картонках он рисовал свои версии всемирно известных картин: «Моны Лизы», «Данаи», портрета Рембрандта с Саскией на коленях, «Девочки с персиками» и др. Эти работы теперь мы можем оценить благодаря современному художнику Александру Ройтбурду, который давно коллекционирует украинский наив и имеет подборку произведений Малявина. Кстати, наряду с работами наивного художника представлены картины самого Ройтбурда, в которых можно отследить влияние на него наива.
СЧАСТЛИВАЯ НАХОДКА
Перед посетителем почти в полный рост предстают люди с широкими лицами, часто серьезные, без улыбок. Это галерея портретов, созданных Панасом Ярмоленко и его дочерью Якилиной. Соответственно, раздел «Портрет». «Панас работал до войны, дочь помогала ему. Панас всегда подписывал свои картины, а Якилина — никогда, — рассказывает Лидия ЛИХАЧ, один из кураторов проекта «Чистое искусство». — Драма наива в том, что когда мы его не показываем, не публикуем, то мы его и не знаем. Если бы «Музей Ивана Гончара» не нашел Панаса Ярмоленко, если бы его работники не вошли в дом и не остолбенели, увидев его портреты, мы бы просто не имели этого».
Рядом картины Якова Ющенко. Например, «А годы летят, как птицы...», где рядом сидят пожилая мать и ее взрослая дочь. Простой сюжет, близкий каждому, и в этом его сила.
РАЙ ИЗ БОЛИ
Невероятную силу имеет творчество Полины Райко. В «Мистецькому Арсеналі» показаны проекции стен ее дома. Свой дом в Олешках (бывший Цюрупинск) на Херсонщине художница начала расписывать, когда ей было 69 лет.
По сути, Полина Райко нарисовала в своем доме рай. На стенах дома переплетаются отрывки ее снов, фрагменты биографии, языческие, христианские и советские символы. Цвета сельская жительница использовала яркие и чистые. И удивляешься, когда узнаешь обстоятельства, в которых возникал этот рай. Полина Райко начала рисовать неожиданно, когда в 1990-х годах ее дочь погибла в автокатастрофе, муж умер, а сын-пьяница, избивавший мать, попал в колонию. Делала это до смерти в 2004-м. Полумрак помещения, где показывают проекции росписей Полины Райко, ассоциируется с невеселой реальностью, окружавшей ее. Но у райских сюжетов светло и спокойно. Это словно мощный протест против боли, которую приносит жизнь. Несмотря ни на что, художница восхищается красотой мира, тоже создает ее и делится ею с людьми. И подобная парадоксальность прослеживается и в судьбах других наивных художников. У многих — сложная жизнь в страшную эпоху, однако их работы буквально озаряют людей ощущением простой радости жизни.
ДУША НАРОДА
Раздел «Архетипы» заинтересует исследователей коллективного несознательного. На картинках анонимных кустарей древние символы вплетены в быт. Архетипными становятся и некоторые сюжеты: пара у колодца, девушка с оленем (то есть невеста и жених). А еще сакральное значение приобретают изображения знаковых личностей, исторических и легендарных, например, Тараса Шевченко и казака Мамая. Такие работы покупали на базарах, их можно было увидеть в каждом доме.
«Сельская среда создала свою культуру, которая сформировалась через базар, рынок, когда художники рисовали по заказу людей и продавали свои работы. Этими произведениями украшали дома, как рушниками. Темы были архетипные: дом, любовь, голубки, лебеди, ангелы-хранители. Это все о душе», — рассуждает Петр Гончар.
ДЕРЗОСТЬ ОТКРЫВАТЬ МИР
Предел между наивным и профессиональным искусством каждый определяет сам, если вообще считает нужным это делать. В разделе «Грань» кураторы выставки сопоставляют наив и работы авангардистов, китчевые картинки.
Но грань между наивным и народным искусством существует. По мнению Лидии Лихач, она заключается в том, что народное — это традиция. Искусство, основанное на орнаменте, который используют из поколения в поколение. Соответственно, наивное — это индивидуальное. И случаются переходы от традиционного к индивидуальному.
В качестве примера — история Татьяны Паты из Петриковки, несколько работ которой предствлены на выставке. В начале ХХ века художница делала рисунки с орнаментами, которыми украшали стены, и продавала их на базаре. Как-то в поселок приехала Евгения Эвенбах, профессиональная художница из Петербурга. Она попросила Татьяну нарисовать ей что-нибудь. «Думаю, это уже другой формат, другая традиция. Поневоле Татьяна отошла из цветочков, которые делала всю жизнь, и создала прекрасные рисунки», — говорит Лидия Лихач.
«Преимущественно наивные мастера и не понимают, что делают. Внутренняя гармония переводится на бумагу благодаря неконтролированному сознанию. И ценность наива в том, что здесь творчество, мышление и ощущение не имели рамок, — утверждает Петр Гончар. — Профессиональное искусство ограничено конъюнктурой умения рисовать, школой. В наиве этого нет: художник рисует, как хочет. И, случается, делает удивительные открытия! Дерзость наивных художников расширяет возможности формального виденья этого мира».
Выставка «Чистое искусство» продлится в Национальном культурно-художественном и музейном комплексе «Мистецький Арсенал» до 9 мая.