Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Пункт назначения — Киев

Какие тенденции показал Международный смотр украинской театральной режиссуры?
24 марта, 2011 - 20:10

Этот творческий проект инициирован Международной конфедерацией театральных союзов при содействии Московского чеховского фестиваля. Из общего числа участников (подано 63 заявки) для участия в завершающем этапе эксперты отобрали лишь восемь спектаклей, пять из которых — с киевской «пропиской»: «Salida cruzada — восемь шагов танго» Театра на Печерске, «Право на любовь» Молодого театра, «Шепот подсознания...Сны» театральной студии «Papasony» и сразу две постановки театральной мастерской «Сузір’я» — «Последнее танго в Париже» и «Депо «Северное». Именно последний спектакль в режиссуре Павла Юрова и оказался одним из фаворитов смотра.

Для дебюта на киевской сцене Юров рискнул взять пьесу Василия Сигарева «Фантомные боли». Драматург, сценарист, режиссер и оператор Сигарев, в свои тридцать четыре успевший стать «вехой» в современной драматургии и даже вписавший свое имя в скрижали российского кинематографа (его фильм «Волчок» собрал пару полок призов на различных фестивалях), у нас, к сожалению, почти не известен. Собственно, как неизвестны и Вячеслав и Михаил Дурненковы, Иван Вырыпаев, Олег и Владимир Пресняковы, Юрий Клавдиев и десятки других авторов, скопом именующихся «новой драмой» — явлением, которое десять лет назад встряхнуло театральное движение России. «Новодрамовские» пьесы сплошь остросоциальные, порой документальные, интеллектуально жесткие, эмоционально выхолощенные, с обилием нецензурной брани в качестве обыденной речи. В этих текстах авторы вытаскивают на-гора неудобоваримые темы (терроризма или подросткового насилия, зачастую беспристрастно повествуют о людях духовно убогих, с напрочь атрофированными даже базовыми человеческими инстинктами, не говоря уж о «культурных надстройках»). Словом, в монохромном изображении жизни таких пьес превалирует черная краска, за что, собственно, авторам довольно часто пеняют любители театра развлекающего и отвлекающего именно от серьезных проблем...

В «Депо «Северное» Юров намеренно красок не сгущает и ужаса не нагнетает, но в то же время не разбавляет концентрированную, как спирт, пьесу ни сентиментальным сиропом, ни дистиллированной дидактикой.

Действие в спектакле разворачивается в течение одной длинной, бесконечной ночи. Повредившаяся в уме после гибели мужа и дочери Ольга (Анна Кузина) уж пару лет все приходит в сторожку трамвайного депо якобы на дежурство «своего Володи». За это время в роли «Володи» в ее койке перебывали все мужики трамвайного парка, и вот настал черед новичка — студента Димы (Дмитрий Гаврилов). Чтоб все прошло как по нотам в этом игранном-переигранном сценарии, сменщик-алкаш Глеб (Андрей Мостренко) любезно проинструктировал Диму, как вести себя с Ольгой, как достоверно изображать «Володю», как чуть позже уступить место товарищу. Но вдруг во всей этой истории, катящейся, как трамвай по рельсам, происходит «авария» — Дима почему-то Ольгу пожалел, посочувствовал ее горю, не воспользовался ситуацией сам и Глебу помешал тоже... Собственно, это «почему-то», т.е. появляющееся невесть откуда и разрывающее порочный замкнутый круг милосердие, и исследуется в спектакле с повышенным интересом.

Все бытовое, замызганное, пошлое вдруг уходит в спектакле на второй план и включается иной механизм реконструкции событий, выстраивающихся в результате в некое подобие притчи. Некоторые сцены спектакля вдруг повторяются по нескольку раз, в разных «жанрах», с разными интонациями, в разных чувственных тональностях, режиссер будто подбирает верный вариант и убеждается, что такового — единственного вовсе не существует. Но очевидно становится и другое: в неизменных «предлагаемых обстоятельствах» жизни, где вместо путеводной звезды лишь тускло мерцает фонарь путевого обходчика, у человека всегда остается выбор. Выбор ударить или сдержаться, обидеть или пожалеть, оттолкнуть либо обнять, продолжать любить или забыть навсегда. Но речь тут не о «правильности» того или иного пути, а просто о самой альтернативе маршрута. Ведь «Депо» — это не всегда только тупик, иногда и точка кардинального поворота. И у каждого из этих странных и неустроенных героев появляется шанс добраться в нужный лишь им пункт назначения. Туда, где ждут и любят беззаветно, где абсурд наконец-то обретает смысл, где ночь, проведенная в «Депо «Северное» наверняка покажется лишь ночным кошмаром.

Ирина ЧУЖИНОВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ