Артист Московского театра под руководством Олега Табакова, хорошо известный театралам. Так в 24 года он блестяще сыграл роль поэта С. Есенина и именно за это получил Государственную премию РФ. Но миллионы сердец почитателей Безруков завоевывал после выхода на телеэкраны сериал «Бригада». Саша Белый в его трактовке — очаровательный бандит и верный товарищ с сомнительными принципами... Но роль Белого — бледная тень того, что Безруков делает в театре. Сейчас Сергей является ведущим актером «Табакерки», где сыграл более 10 ролей — это кроме ролей в других театрах, антрепризах и фильмов (а их уже более 20), немало аудиозаписей с его «многофактурным» голосом...
Безруков в Киеве выступает не впервые и имеет здесь много своих поклонников. Театралы могут вспомнить его интересные работы в спектакле «Амадей» по произведению П. Шеффера и «Признания авантюриста Феликса Криля» по Т. Манну... Фигуры гениев — это уже своеобразный признак безруковских работ. И вот новая встреча с актером и его видением образа выдающегося поэта- классика Александра Пушкина. Из мемуарной литературы известно, что поэт осознавал свое всемирное значение, и о том, как страдал от бытовых проблем, от ревности и клеветы. Это действительно была личность, достойная воспевания. Как отмечает в пьесе русский царь Николай I: «У Пушкина всего много: ума, таланта и упрямства»… Даже женщин, которых Александр Сергеевич цинично включил в свой донжуанский список, он увековечил. Для того, чтобы «замахнуться» на Пушкина — нужно набраться смелости...
Откровенно говоря, пьесу, которая в программке охарактеризована как романтическая драма, трудно назвать безупречной. Автор представления — драматург и режиссер Виталий Безруков (отец актера). «Пушкина» Безруков-старший создал специально для сына. Те зрители, кто об Александре Сергеевиче помнит только по характерным бакенбардам, — композицию представления воспринимали хорошо. У тех же, кто больше осведомлен о фактах биографии и творческой деятельности гениального поэта, постановка вызвала, мягко говоря, удивление.
Четыре часа перед публикой проходит набор разнообразных сцен, которые связаны между собой очень опосредствовано. Нет логического развития сюжета. Публике невозможно понять главную мысль произведения. Есть сцены «из жизни»: частные, революционные, иногда смешные. Например, развеселила зрителей актриса Королева в роли няни поэта Арины Родионовны, которая пела неприличные песенки. И сам главный герой Пушкин (Безруков) немножко повеселился на сцене, немножко покричал, немного понервничал... Автор, кажется, сам ощущает свою непоследовательность и потому устами других персонажей напоминал присутствующим в зале, что Пушкин — гений (особенно настойчиво прославляет поэта хозяйка борделя). А использование в спектакле многочисленных пушкинских цитат имело несколько сумбурный характер. Хронологический порядок событий (ведь автор всячески хочет приблизиться к реальным фактам жизни Пушкина) хромал. В тексты пушкинских писем, которые являются образцом литературного совершенства, Безруков-старший смело дописал свои фразы, резонировавшие с первоисточниками. Публику утомляют дешевые эффекты (красный свет во время гадания, который предсказывает Пушкину смерть; голоса из динамиков, повторяющие слова). Вряд ли из спектакля можно понять весь трагизм гибели поэта. Этот факт хорошо известен. Александр Сергеевич в страшных муках умирал от раны в живот три дня. А у его жены Натальи от этого потрясения чуть не парализовало ноги. Потом они болели у нее всю жизнь. А как эти последние события решаются на сцене? Сначала Наталья нарядилась в траур, потом Пушкин погулял по сцене с дуэльным пистолетом, а позже за сценой прозвучал выстрел...
Виталий Безруков — человек театральный. Он, как автор пьесы, направлен был на то, чтобы выделить из всех именно главного героя... Но на деле на передний план вышел не Александр Сергеевич Пушкин, а Сергей Витальевич Безруков. В большом кудрявом парике и с бакенбардами актер немного похож на поэта, но он не убеждает зрителей в этой роли. Его прыжки и гримасы, призваны, наверное, приоткрыть милую инфантильность Пушкина и по-видимому потому только вызывают улыбку... Актерский состав (два заслуженных артиста и один народный) честно работал на главную «звезду» и приманку для зрителя — то есть Сергея Безрукова: Участники спектакля пели, играли на гитаре и фортепиано, танцевали... Конечно, можно списать недостатки представления на слабость пьесы. Только безумная актерская энергетика Безрукова, который полностью «выкладывается» на сцене; вытянула эту постановку. Несмотря на все слабины драмы, есть в ней очень символический (хотя и загадочный с исторической точки зрения) эпизод, когда Бенкендорф читает царю «Я помню чудное мгновенье». Сначала он «рапортует», но под конец увлекается, и финал декламации вызывает овации зала.
P.S. 18 октября Сергею Безрукову исполнилось 32 года. Актер приближается к очень ответственному возрасту. Сергей — человек очень талантливый. Он, даже в посредственной пьесе, всегда играет с полной самоотдачей. А поэтому стоит того, чтобы на него специально приходили в театр зрители посмотреть на его мастерство.