Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Пусть печка и небольшая...

Х Международный симпозиум художественного стекла во Львове завершился грандиозной выставкой
13 октября, 2016 - 12:54

Участие в мероприятии приняли  художники, кураторы, музейные работники и представители высших учебных заведений из 16 стран (Азербайджан, Эстония, Израиль, Китай, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Россия, США, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Швеция, Япония), а также — студенты, выпускники и преподаватели кафедры художественного стекла Львовской национальной академии искусств.

Продолжался симпозиум неделю — на базе Львовской академии искусств (там есть гута, то есть печка) и завершился, по традиции, выставкой  в Национальном музее им. Андрея Шептицкого, где сейчас демонстрируют  более 70 работ. К слову, в Львов приехали художники, которые из-за солидного  возраста не принимали непосредственного участия в мероприятии, но, несмотря на это, привезли в подарок городу эксклюзивные подарки.  Например, Марк Экстранд из  США — публике представили  его работу в технике «фьюзинг» (теперь таким способом, спеканием, изготовляют витражи).

Все стеклянные фантазии, как и после каждого симпозиума, остаются во Львове — в Музее стекла, в собрании которого — уже 400 таких произведений! К сожалению, все их экспонировать невозможно — из-за малых (120 кв. м) выставочных площадей.

— Симпозиум прошел очень хорошо, — рассказал «Дню» организатор международного мероприятия, директор львовского Музея стекла Михаил БОКОТЕЙ. — Было более 40 участников. Среди них — 26 художников. Меня очень радует, что большинство мастеров впервые приняли участие в симпозиуме во Львове. Также были представлены новые страны — до этого времени к нам никогда не приезжали художники, например, из Швеции и Израиля. (К слову: варится стекло при температуре 1250 — 1300 градусов. Потом температуру в печи снижают до 1100 градусов и тогда работают со стеклом. — Т.К.). Так называемое выведение печи, то есть с нуля до высокой температуры, продолжается даже до двух недель. Поэтому как печь зажгли, она не гасится — работает 24 часа в сутки на протяжении года...

Особых проблем с финансированием (речь идет об отоплении газом) на нынешнее время нет — частично расходы покрывает Министерство образования, поскольку речь идет об учебно-творческой мастерской для практики студентов. Михаил Андреевич добавляет, что такая печь — одна из немногих в Европе, где студенты имеют возможность работать.

— Интересно, какую страну считают Меккой художественного стекла?

— Это Италия, если точнее — остров Мурано. Также очень развита эта отрасль на уровне национального ремесла в Чехии. А еще — в Соединенных Штатах Америки (только в Сиэтле есть 22 студии такого профиля!), — объясняет М. Бокотей.

К слову, художественное стекло как авторское, концептуальное — достаточно молодой вид искусства. Его существование началось в 1960-х.  В рамках симпозиума во Львове прошла и Международная конференция при участии ученых из США,  Эстонии, Литвы, Латвии, Финляндии и Турции. Каждый из профессоров представлял свое творчество и свою Академию искусств, то есть — школу. Также на мероприятии затрагивался вопрос о перспективе развития гутного стекла.  Ныне в Восточной Европе закрывают почти все гуты! Хотя новую гуту построить — не проблема, но со временем трудно будет найти художников, которые будут работать в этой сфере. Одно слово, старые мастера уходят, а новое поколение гутников никто не воспитывает.

При случае интересуюсь, сколько студентов учится на кафедре художественного стекла в Львовской академии искусств (единственной в Украине!)?

— В целом, — говорит М. Бокотей, — восемьдесят, но учебная программа построена не только на гуте — на широком спектре техник. Сколько выпускников станут гутниками, прогнозировать трудно. Из опыта предыдущих лет, в технике гуты работают единицы...

Кстати,  все предыдущие симпозиумы чувствовали большое затруднение с финансами. А как сейчас? «Нам  в этом плане немного помогла областная государственная администрация, — отмечает Бокотей. — Что касается участников, то все они приехали на собственные средства. То есть престиж нашего симпозиума  такой высокий, что к нам хотят ехать...». Также организатор мероприятия хвастается, что Львовский симпозиум гутного стекла — самый давний в Европе и не прерывал свою деятельность, проходил каждые три года: «Нам закрыли в 2005 г. керамико-скульптурную фабрику, мы в 2007-ом провели симпозиум в Бережанах. На второй год в Бережанах закрыли фабрику, мы в 2010 году провели мероприятие на «Галицком стекле» в Новояворовском. Там закрыли завод, мы два подряд симпозиума проводим на базе академии. Печечка хотя и небольшая, но мы нашли возможность пригласить к нам большое число участников».

Татьяна КОЗЫРЕВА, Львов. Фото Павла ПАЛАМАРЧУКА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ