Бауш — выпускница знаменитой Фольквангской высшей школы,
где она училась у Курта Йосса, одного из основателей и идеологов немецкого
танцевального экспрессионизма. Позже она стажировалась у Лимона и Тюдора
в Нью-Йорке, а также танцевала в «Новом американском балете» и балетной
труппе Метрополитен- опера. С 1973 года и по сей день она возглавляет Балетный
театр в Вуппертале (Германия), который она же переименовала в Театр танца.
9 мая этого года знаменитой немецкой танцовщице, хореографу и режиссеру
была вручена одна из самых престижных в мире — Европейская театральная
премия в Таормине «За вклад в развитие культуры» («Европа — театру»). Достаточно
сказать, что прежде ее получили такие легендарные личности, как Ариана
Мнушкина, Питер Брук, Джорджо Стреллер, Лука Ронкони. Недавно стало известно,
что в 2000 году эту премию получит петербургский режисер Лев Додин.
Основной заслугой Пины Бауш, по мнению критиков, является
создание нового танцевального языка, свободного от театральных условностей
и стилизации. Главные организующие приемы ее постановок — сопоставление
дикого и культурного начал в человеке и мире: естественное буйство и подчеркнутая
корректность, бытовая вольность и этикет — в ее спектаклях эти темы переплетаются
и осмысливаются, проявляя свою полярность и в то же время взаимосвязанность,
подчеркивая этическую неоднозначность возможных акцентов. Мизансцены ее
постановок напоминают атональные музыкальные композиции, где нет единого,
все подчиняющего себе центра, напрочь отсутствует иерархия.
Новый спектакль Бауш основан на ее итальянских впечатлениях:
по приглашению римского «Teatro Argentina», их партнера в новой постановке,
артисты Вуппертальского театра бродили по улицам и закоулкам Вечного города,
побывали в цыганском таборе, закрытых архивах Ватикана, ночном танго-клубе,
местах, связанных с Паоло Пазолини. Попыткой разгадать секрет вечности
Вечного города и стала «Новая постановка».
Кроме того, что впечатления об Италии как постановочный
ход Пина Бауш уже использовала в постановке «Виктор» (80-е годы), критики
усматривают в нем и другие автоповторы: размытые кинопроекции, официантки,
принимающие заказ на сцене и угощающие публику в первых рядах вином...
Но что больше всего разочаровало многих — это отсутствие в «Новой постановке
1999» фирменной специи Бауш — «интересной злости». Верх ее жестокости —
«женщина оставляет отпечаток своих красных губ на руке мужчины и перевязывает
его, словно рану». По мнению рецензентов, «за год до шестидесятилетнего
юбилея Пина Бауш, очевидно, переживая новый розовый период, стала мягче».