Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Путешествие» в пространстве и времени

19 февраля, 2008 - 19:45

Размышления о книге «Код будущего. Кризис человека в европейской философии: от экзистенциализма до украинского шестидесятничества» Дмитрия Дроздовского.

Это издание вышло на средства гранта Президента Украины для молодых исследователей при содействии Министерства культуры и туризма Украины и Национального университета «Киево-Могилянская академия». Оно было выпущено издательским домом «Всесвіт»; редактор книги — писательница Таисия Шаповаленко, а научный консультант — профессор, заведующая кафедры украинистики Римского университета «Ла Сапьенца» Оксана Пахлевская. Автор «Кода будущего» — молодой литературовед и критик. Дмитрий Дроздовский ищет адекватные сегодняшним реалиям, генетически, исторически обусловленные этические координаты культурного кода украинской нации. Однако конденсация «Кода...» не имеет ничего общего с морализаторством, вынесением этических приговоров, выставлением оценок прошлому и поучением на будущее. Все эти штампы заидеологизированной дидактики разлетаются как бутафорная конструкция.

Тематической и идейной сердцевиной «Кода будущего» является феномен украинского шестидесятничества. Панорамному анализу кризиса человека в европейской философии исследователь придает этическую направленность: от самого широкого контекста европейского религиозного и атеистического экзистенциализма до конкретно-исторического, культурного, социально-психологического феномена украинского шестидесятничества. К дискутивно открытому фону своих размышлений Дмитрий добавляет интуитивизм и философию жизни и сомнения Анри Бергсона, конструктивный эмпиризм Баса ван Фраассена, деконструктивизм Жака Дерриды, герменевтику Гадамера. Это обеспечивает нестандартную, интеллектуальную, междисциплинарную эманацию размышлений, аргументированность выводов и креативность инвектив. Работа с первоисточниками на языке оригинала, свободное владение различными философскими и научными дискурсивными практиками — признаки высокого научного качества книги.

Авторская интерпретация генезиса и развития украинского шестидесятничества, подкрепленная описанным историческим и интеллектуальным контекстом, построена вокруг двух ключевых моментов. Во- первых, в книге раскодирована органическая взаимосвязь европейского культурного развития в середине прошлого века с высвобождением украинской духовности, ее творческим Взрывом в 60-х годах. Между двумя танковыми рейдами, между двумя встревоженными Сопротивлением и Взрывом европейскими столицами — Будапештом 1956 г. и Прагой 1968 г. — рождается десятилетие беспрецедентной для тогдашней действительности свободы. Именно бытие человека, а не мира, не природы конституируется как код онтологических поисков того периода. Индивидуальность как антипод «массы», «пролетариата», «советского народа» — категория инородная для ортодоксального марксизма — превратилась в одну из осевых для тех смельчаков и чудаков, которые собирались на своих киевских квартирах, чтобы слушать стихи и говорить неслыханные вещи громко, чтобы все вокруг слышали.

Поколение «каторжников, смертников и эстетов» оказывало «естественное сопротивление естественно свободного человека». И в этом крылась его неминуемая, сверхвременная сила, и в этом подавлялась его имманентная слабость и уязвимость, проявившаяся в 1972 году, году «Великого Погрома» оппозиционно настроенной интеллигенции. Процитированные в монографии поэтические строки Лины Костенко лучше всего описывают экзистенциальное звучание украинского Движения духовного Сопротивления: «Було нам важко і було нам зле. І західно, і східно. Було безвихідно. Але нам не було негідно».

Кризис культуры, на взгляд Дроздовского, — это, прежде всего, кризис ценностей. Под этим знаком шагало все ХХ столетие. Спорадические вспышки духовного подъема в перерывах между мировыми войнами и на перекрестках разношерстных по форме, но близких по содержанию тоталитаризмов своим конвульсивно-импульсивным, спазматическим происхождением только подчеркивали системность и глубину кризиса. Принципиальные ценности должны человеком проживаться. Вместо этого в западном мире и в поденщине, и в элитарности «высоких материй» утвердились «пустые оболочки формализованных, ритуализированных ценностей». В мире восточно-византийском, православном органически отталкивается ценность человеческой Индивидуальности, этической свободы, исторического выбора. Автор ставит ряд вопросов: будет ли при таких условиях переход на высший уровень, что такое истина и главное — что делать, чтобы не повторился Освенцим?

«Код будущего» как «ментальная формула преобразования мира» может быть спроектирован лишь в трехмерном темпоральном пространстве, схематизированном тремя временными и пространственными координатами — прошлого, настоящего и будущего. Неоцинизм, нигилизм, покореженность маразмом, безответственность новоявленных слишком эгоцентрических, недоступных и неясных непосвященным «творцов» «укрсовремлит» является симптоматическим феноменом пострежимного ментально-духовного бездорожья Украины в формате «продвинутого до попсовелости» бескультурья. Разноуровневая геокультурная, ценностная, психологическая взаимосвязь эпох, регионов, контекстов, школ, продемонстрированная в монографии, дает украинскому шестидесятничеству прописку не только в прошлом, но и в будущем. Точнее, не самому шестидесятничеству как феномену конкретно-историческому, а тем ценностям, этическим нормам, примату ответственности творца за свои произведения и свою нацию, которые, как кое-кто из самых постмодерно или просто пессимистически настроенных спешит утверждать, испарились, выродились и бесповоротно истлели. Беспомощность, инфантильность, бесхребетность в художественном, поэтическом слове являются проявлением глубокого кризиса, этического вакуума, образованного деструкцией исторических и вневременных ценностных кодов. Украинское шестидесятничество было периодом их отыскания. Мы же живем в эпоху потери, в эпоху неопределенности, в эпоху затерянности вечного.

В монографии откровенно, резко и убедительно делается наглядной проблема соотношения стандарта и шедевра, безвредного существования и героизма, рационального расчета и бескорыстного энтузиазма на экзистенциальном поле на стыке ХХ и ХХI веков. Сегодняшняя эпоха всевластного стандарта и (ИР)рациональной калькуляции побуждает нас реалистически всматриваться в манящие перспективы будущего на горизонте европейского культурно-цивилизационного мировоззрения. В то же время, технологический прогресс — феномен очень контроверсионный, потребность формирования новых социоприродных систем настолько же важна, насколько и сохранение этического генотипа нации. Обращение к этой проблематике помогает автору избежать однолинейности, моноплоскостности в исследовании основной проблематики.

Свой «Код будущего» Дмитрий Дроздовский сознательно окружает вопросительными знаками, поиск этого «Кода» заканчивается троеточием. Единственное, что в монографии детерминировано — это органическая вписанность этических кодов украинской нации в европейское временное пространство и их место в трехмерном пространстве прошлого, настоящего и будущего...

Жанна БЕЗПЬЯТЧУК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ