Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Рапсодия на тему Горовица

VI Международный конкурс молодых пианистов — между мистерией и хеппенингом
10 мая, 2005 - 20:40
ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА / ФОТО АЛЕКСАНДРА ИВАНОВА

Итак, конкурс памяти Владимира Горовица закончился, вручены награды победителям, но остались приятные воспоминания: ощущение изобилия великолепной музыки, блестящего пианизма, разнообразия фортепианных школ, изысканного общения; коллективного душевного подъема, вызванного любовью к музыке…

Этот конкурс можно считать новым интерактивным музыкальным жанром с элементами драмы, fashion, лицедейства — нечто среднее между мистерией и хеппенингом... Чего стоит только последовательность выступающих, режиссером которой служит жребий и которая меняется, концентрируется и накаляет страсти по мере «отсева» участников (в третьем туре пианисты младшей и средней групп чередовались с пианистами старшей). Конкурс глобален не только благодаря количеству задействованных в его проведении людей, но и разновидностям соревнований. Слушатели сравнивали не только участников, но и выступления двух крупнейших оркестров, сопровождающие соревнования конкурсантов на третьем туре (Национальный симфонический оркестр Украины и Симфонический оркестр Национальной филармонии), и их руководителей (Владимира Сиренко и Николая Дядюру); можно было оценивать темпы, громкость и качество звука, чуткость и техническое мастерство и т.д. Место проведения конкурса — лучший зал страны — филармония.

В младшей группе звание лауреата I премии и золотую медаль получил Такаги Риома (Япония) — зрелый и масштабный, несмотря на свой юный возраст, пианист, II премию и серебряную медаль — общий любимец Павел Нетук (Беларусь); III премию и бронзовую медаль — Bиктop Красовский (Украина), IV премию — Сицянь Ли (Китай). Лидер средней группы — Ван Цзюе (I премия), украинцы Валерия Кучеренко и Антоний Барышевский разделили II премию, III был награжден Гурьянов Владимир (Россия). В старшей группе, где соревнование всегда драматично, победителем стали Лоренцо Ди Белла (Италия, I премия), Алексей Курбатов (Россия, II премия), III премию получила Мария Пухлянко (Украина), IV — Павел Кащева (Беларусь), V премию разделили Катерина Куликова, Андрей Васин (Украина), Мяо Хуан (Германия). Специальные призы жюри получили Сицянь Ли, Антоний Барышевский, Лоренцо Ди Белла, россиянин Сергей Каспров, грузинский пианист Георгий Микадзе, Вон Чи Янь (Китай), Павел Нетук. Кроме того, А.Курбатов, тонкий музыкант и великолепный пианист, чье исполнение отличалось какой-то особой чистотой и отсутствием лишних эффектов, был награжден призом Романа Кофмана — контрактом на выступление с Боннским симфоническим оркестром (приз был учреждён на предыдущем конкурсе, когда председателем жюри был Р.Кофман).

Конкурсный отбор, по сути, начинается еще до первого тура: предварительно участников «отсеивают» по видеозаписи. По разным причинам, не все допущенные к участию в первом туре пианисты могут приехать: к примеру, в этом году из заявленных 98 участников прибыли 73 (из 20 стран). Бросались в глаза контрасты конкурса: уже участники первого тура показали такой высокий уровень профессиональной подготовки, что работа жюри казалась невероятно сложной. Возле списков тех, кто прошел во 2-й тур (эти списки, как и вся свежая конкурсная информация, были вывешены на стенде в вестибюле филармонии) раздавались горестные возгласы и причитания — зрители, определившись со своими предпочтениями, переживали за своих любимцев. «Небожители», добравшиеся до третьего тура, казались слушателям едва ли не родственниками. Однако иные «фавориты», полюбившиеся публике и пропущенные в третий тур пианисты, о которых говорили исключительно позитивно, внезапно продемонстрировали очень слабую готовность к встрече с оркестром. Увы, у некоторых исполнителей не выдержали нервы, и срывы в игре были очень заметны. Безусловно, ни один артист не застрахован от досадных случайностей, они простительны (хотя, возможно, не на конкурсе), но даже сбои в исполнении музыкального текста бывают случайными, а бывают и закономерными — в случае, если исполнитель, не доверяя собственной возможности попасть в «элитарный» третий тур, попросту недоучил программу. Многие зрители сожалели, что не запаслись валидолом: сидящие в зале пианисты принимали все неудачи конкурсантов очень близко к сердцу. Ощущение не из приятных… Впрочем, к общему удовольствию, этих молодых пианистов поощрили специальными призами.

Кроме того, именно на VI конкурсе, как никогда, высказывались абсолютно противоположные мнения об одних и тех же участниках: пианист, вызывающий восторженное поклонение половины аудитории, столь же сильно раздражал другую половину. Иной раз самые пылкие аплодисменты зала вызывали недоумение и даже раздражение своей необоснованностью.

Киевляне познакомились с самыми разными исполнительскими манерами. Высокая точность игры соседствовала с бурной и неуправляемой страстностью. Иной конкурсант, услаждая слух контролируемой и интересной игрой, многогранностью, на совесть выученной программой сочетал благородную тонкость игры и культуру звука с преувеличенным гримасничаньем и другими проявлениями чрезмерного артистизма.. Очень заметно было деление конкурсантов на тех, кто играть умеет, и тех, кто еще и любит это делать.

Впрочем, в наше время техническое совершенство уже не так изумляет и восхищает само по себе, как, например, во времена Листа. Даже в пределах конкурса им. В. Горовица заметен неуклонный рост не только пианистического мастерства, но и владения стилем. Если лет шесть назад исполнение китайскими и японскими пианистами концертов Чайковского, Рахманинова вызывало снисходительную улыбку: мол, от природы недостаёт темперамента и масштаба, то последнее время китайцы «предъявили» совершенно замечательных пианистов. Первой среди них хочется назвать Чун Вай Чин Рэчел — лауреата I премии младшей группы прошлого конкурса; ее игра просто поразила киевлян своей взрослой тонкостью и безупречным мастерством. Очень понравились в Киеве Ван Эвей (лауреат III конкурса), У Цунь (в этом году он достиг второго тура) — вопреки устоявшемуся мнению о китайских музыкантах как великолепно обученных и технически «оснащенных», но бесстрастных, они проявили эмоциональный темперамент, который даже отражался на точности игры, масштаб, лирическую тонкость. Исполнительский облик лауреата I премии в старшей группе (хотя неизвестно, можно ли считать «молодым пианистом» победителя восьми международных конкурсов, которому в мае исполняется 33 года) Лоренцо Ди Белла сочетает единодушно признанное мастерство, точность игры, флегматичную манеру держаться на сцене, однако у многих сохранилось личное впечатление полной эмоциональной стерильности его игры. Да и трактовка «Бурлески» Скорика, за которую итальянец получил специальный приз, прозвучала хоть и оригинально, но несколько уныло.

Один из весомых плюсов конкурса — его программа, которая содержит лучшие образцы фортепианной музыки. Уже традиционно, на каждом конкурсе, появляются особенно популярные в этом сезоне произведения — своего рода «гвозди программы». На этот раз можно назвать Ре- минорный концерт Моцарта, Соль-минорный концерт Сен-Санса, «Рапсодию на тему Паганини» Рахманинова, Сонату Листа си-минор, «Бурлеску» Скорика. Но в этом нет ничего плохого. Например Моцарта можно слушать бесконечно. В крайнем случае, если не нравилось исполнение, можно было помечтать под хорошую музыку. От конкурса к конкурсу все легче становится выдерживать изобилие музыки, иной раз хотелось бы даже обходиться без регулярных перерывов.

Одним из сопутствующих конкурсу мероприятий стал концерт Национального симфонического оркестра Украины под управлением Кэри-Линн Вилсон (США). Прозвучал Первый концерт Чайковского для фортепиано с оркестром (солист — лауреат одного из предыдущих конкурсов Горовица Вячеслав Зубков) и Симфония Брукнера №4. Посетивших филармонию 23 апреля ждали несколько сюрпризов. Во-первых, дирижер — молодая красивая женщина, которая еще 13 лет назад была приглашена ассистенткой знаменитого Клаудио Аббадо на фестиваль симфонической и оперной музыки в Зальцбурге. Во-вторых, двумя масштабными и сложными произведениями мировой симфонической музыки Кэри- Линн дирижировала наизусть, проявляя, таким образом, образцово ответственное отношение к своей профессии.

Во время конкурса члены жюри держались непринужденно, несмотря на напряженный темп работы. Один из членов жюри, Дж. Роуз (США), заметил, что усталость победить невозможно, и конкурсанты, играющие вечером, кажутся хуже тех, кто играет утром, но если со сцены звучит что-то экстраординарное, то сразу привлекает внимание.

В кулуарах были разговоры о предубежденности судей, делались предсказания результатов конкурса (по крайней мере, призовые места в старшей группе) и что они оправдались. Так, из 15 основных призеров (7 участников были награждены специальными призами) трое — ученики членов жюри. Впрочем, такая ситуация предусмотрена условиями конкурса: при голосовании педагог конкурсанта не участвует в выставлении баллов.

На заключительной пресс-конференции члены жюри поделились впечатлениями. Они доброжелательно охарактеризовали перспективы конкурса, с благодарностью отзывались о работе оргкомитета, подчеркивая организаторский талант генерального директора конкурса Юрия Зильбермана. Действительно, масштаб конкурса и размах сопутствующих ему мероприятий поражает. Конкурсная программа составляет солидные концерты с широким охватом эпох — от барокко до современной музыки, стилей, жанров.

Фанни Уотерман заметила, что несомненный плюс конкурса — то, что он дает молодым пианистам «толчок на их пути к звездам», хотя их дальнейшие перспективы трудно предугадать. Что касается программы конкурса — Э. Красовски (Израиль) выразил пожелание выдвинуть на первый план произведения Шумана и Скрябина как важных для Горовица композиторов. Б.Гетцке предложил «усилить дух современности», увеличив процент музыки ХХ века в конкурсной программе. С. Пертикаролли, «крестный отец» лауреата I премии в старшей группе Лоренцо Ди Белла, предложил ввести «приз публики». В. Бойков отметил высочайший уровень отечественной фортепианной школы и роль конкурса Горовица как визитной карточки Украины за рубежом. О. Яблонская определила конкурс как «солидный» и «престижный». Не стоит забывать при этом, что в жюри были приглашены очень заметные в современном мире фортепианного искусства люди — лауреаты престижных конкурсов, знаменитые педагоги и общественные деятели. Кроме того, все судьи — активно играющие (или игравшие) пианисты; стоило понаблюдать, как энергично они сопереживали некоторым выступлениям и сразу становилось понятно, какое из фортепианных произведений есть или было в репертуаре у того или иного члена жюри.

Во время церемонии награждения публика могла насладиться одновременно красочным зрелищем и забавной путаницей на сцене, однако последовавший за награждением концерт, судя по щедрым овациям, достойно завершил двухнедельную конкурсную эпопею.

Впрочем, на всех конкурсных соревнованиях сквозь разнообразные трактовки, сквозь неполадки, темперамент участников иной раз показывалось истинное лицо великого композитора — автора музыки. Да и Горовиц был везде: музыкант улыбался с портрета, сквозил в исполнительской манере иных участников, определял конкурсную программу и — своим неподражаемым примером — критерии отбора…

Елена ЖУКОВА, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ