Она об украинском писателе, философе и археологе Викторе Петрове (Домонтовиче), которого называют одной из самых загадочных украинских фигур ХХ ст. Автор книги — известный краевед и писатель Николай Чабан — над своим исследованием работал шесть лет.
— Виктора Петрова недаром называют «Доктор Парадокс» — столько противоречий в его биографии! Он родился в 1894 году в Екатеринославе, и как раз этому городу посвящен роман «Без почвы». Над книгой «Из рода Петровых» я начал работать прежде всего потому, что о биографии Виктора Петрова мало известно», — рассказал Н. Чабан. — В 1920-х Петров, вместе с Валерианом Пидмогильным, стал основоположником жанра украинского интеллектуального романа, а также романизированной биографии.
Он был также известным философом, опередившим зарубежных историософов, археологом и этнографом (Виктор Петров до начала войны занимал должность директора Института украинского фольклора). Во время войны его видели в оккупированном Харькове в форме... немецкого офицера. Потом он оказался в Германии, где жил до 1949 года и снова неожиданно исчез, чтобы впоследствии появиться в Москве, а затем в Киеве, где ученый работал в Институте археологии. Существуют предположения, что Виктор Петров во время своего пребывания за рубежом работал на советскую разведку (в послевоенное время он был награжден орденом). Однако до сих пор остается загадкой, почему его произведения не издавались на родине вплоть до 1990-х. По версии Николая Чабана, они «не подходили под советские лекала», поскольку были образцами интеллектуальной прозы. «Писать в духе соцреализма — это было не для него», — говорит исследователь. Ныне о самом В. Петрове уже написаны монографии как за рубежом, так и в Украине. Его творчество введено в школьную программу. Литературные произведения Виктор Петров подписывал псевдонимом В. Домонтович, что по-литовски означает «тот, кто мутит», а философские произведения — псевдонимом Виктор Бэр, который расшифровывается как «биологический эквивалент рентгена».
— Предметом своего исследования я выбрал ту часть биографии Домонтовича, которая касается Екатеринослава, где будущий писатель прожил до 8 лет, а затем приезжал в гости к дедушкам. Родственники Домонтовича и сейчас живут в Орджоникидзе, Никополе, Запорожье, Кривом Роге, Киеве», — говорит исследователь.
Чабана интересовала не только родословная писателя, но понимание того, как повлияла на него среда, в которой он рос. Предки Петровых — крестьяне, пригнанные в свое время из Калужской губернии на Приднепровье. Впоследствии они породнились с родами священнослужителей Преображенских, Краснокутских, Китаевых и других. Не удивительно, что были среди Петровых и те, кто хорошо владел словом. Например, в Одессе, где служил священником отец писателя Платон Петров, вышла его книжка «Слова, речи и поучения». Дед с маминой стороны — протоиерей Виктор Преображенский, ректор двух семинарий, регулярно печатался в «Екатеринославских епархиальных ведомостях». Других представителей рода Виктора Петрова энциклопедии царских времен называют знатоками в области церковной музыки и пения. Интересным является и такой факт: дед Виктора — Мефодий Петров, который служил в церкви екатеринославской земской больницы, отпевал умершего там известного фольклориста и этнографа Ивана Манжуру. В советское время среди священнической семьи были и репрессированные: кузен Домонтовича — Николай Петров — пламенный патриот Украины и член «Просвіти» попал в сталинские лагеря.
Николай Чабан рассказывает, что некоторые из современных представителей рода Петровых даже не знали о своем известном родственнике. После встречи с днепропетровским краеведом они стали интересоваться своим прошлым, составлять генеалогическое древо, собирать документы и старые фотографии. Потомки рода живут также на севере России, в Сибири и на Дальнем Востоке. Любознательному читателю будет интересно познакомиться с материалами книги, ведь ее страницы воспроизводят время в живых лицах. К сожалению, тираж книжки составляет только 200 экземпляров (!), хотя ее уже сегодня можно найти в библиотеках. Сам Николай Чабан считает, что Виктор Петров-Домонтович достоин того, чтобы в память о нем была установлена мемориальная доска. Краевед уже нашел в современном Днепропетровске старые здания, связанные судьбой писателя и его семьей. Он продолжает собирать неизвестные материалы о В. Петрове в украинских и российских архивах.