Конфликту предшествовало собрание трудового коллектива, на котором собравшиеся выступили с резкими заявлениями о том, почему не могут больше работать с Петром Ластивкой. Мол, обижает подчиненных, унижает их, а главное — из-за его репертуарной политики в театр не идет зритель. В частности самый старый актер театра, заслуженный артист Украины Александр Пуц, говорил о том, что художественный руководитель единолично определяет репертуар, не прислушивается к мнению других относительно постановки, и все бы ничего, если бы это шло на пользу делу.
«Мы превращаемся в театр юного зрителя, так как на спектакли «сгоняют» то учеников школ, то училищ, — говорил он. — Из репертуара Ластивкой сняты спектакли, которые имели постоянный успех не только у волынского зрителя, но и у зрителей других регионов, где театр бывал на гастролях. Слышали ли вы, чтобы зрители покупали программки уже после завершения спектакля? А в Черновцах после спектакля «У.Б.Н. Узник совести» люди приобрели более 90 программок, потому что им стало интересно, а кто же роли сыграл! Но этот спектакль был поставлен не Петром Ластивкой, а Федором Стригуном из Львовского театра им. М. Заньковецкой, который поставил еще «Неаполь, город золушек» и «Наталку Полтавку», собиравшие полные аншлаги. По-видимому, для нашего художественного руководителя такое сравнение не подходило», — считает А. Пуц, который на волынской сцене уже более 60 лет, сыграл более 250 ролей и является тем актером, на которого, как говорят, «идут».
Разумеется, на собрании коллектива было высказано художественному руководителю немало и личностных претензий. Ведь в творческом коллективе всегда есть свои нюансы. По-разному можно воспринимать упреки относительно того, что вот, мол, П. Ластивка приобрел сорочки по 2500 каждая, которых под пиджаком все равно не видно, или что приобретена была мебель на 40 тысяч для постановки «Ревизора», при том что в театре есть свой столярный цех и тому подобное. Но сорочки, как объяснил Петр Ластивка, — это вышиванки ручной работы, и приобрел он их для театра, а мебель для «Ревизора» театральный цех якобы не смог бы изготовить. Он считает, как объяснил в интервью волынскому изданию «Таблоїд», что в театре много актеров пенсионного возраста, что его задача — как художественного руководителя — держать дисциплину, а в коллективе, где есть, мол, эксцентрические личности, это не так просто.
Главное другое: какими бы ни были отношения в коллективе театра, это зрителя должно интересовать менее всего. Но ситуация в театре давно вышла за его кулисы. Волыняне за творческие потуги Петра Ластивки голосуют ногами. Во время детских спектаклей зал всегда заполнен, а те, которые поставлены им, собирают мало зрителей. В прошлом году помочь театру взялся благотворительный фонд Игоря Палицы «Новый Луцк»: на 150 тысяч были приобретены просто шикарные костюмы для одного из спектаклей, фонд оплатил билеты на пять спектаклей, и зал был полный. Но и из таких спектаклей, «на халяву», люди уходили.
На сегодняшний день известно, что Петр Ластивка написал заявление на увольнение. Ведь недоверие ему во время тайного голосования выразили более 80 членов коллектива, немного больше 10 были за него, и кое-кто воздержался. «Я написал заявление. Чтобы никто не переживал, чтобы не волновались, что я буду судиться за место... Послушайте, уважаемые, я — выше этого. Потому что у меня есть профессия. Творение театра — это не балаган. Поэтому останусь только, если будут выполнять мои условия», — заявил режиссер и отметил, что выполнит взятые на себя обязательства и поставит очередную премьеру — спектакль «Ревизор», но некоторые участники спектакля не захотели, потому спектакля «Ревизор» не будет. «Мало того, я планировал уволиться после отпуска, но отдельные актеры требуют моего увольнения раньше, или они начнут блокировать меня. Поэтому я уйду раньше», — так заявил недавний художественный руководитель волынского театра изданию «Таблоїд».
Что изменится с уходом из театра Петра Ластивки, покажет время. Но в Луцке театр всегда был популярным и имел своего зрителя. За исключением, разумеется, последних лет...
Кстати, 5 и 6 апреля театралы нашей столицы смогут увидеть две постановки П. Ластивки — «За двумя зайцами» и «Укрощение строптивой», которые станут последними его гастролями в качестве художественного руководителя коллектива.