Так распорядился локдаун! Между тем, один из самых престижных и известных европейских форумов современного искусства не разорвал фестивальный ряд и не остановил свое ежегодное шествие.
«ВИДЕО-АНТРАКТ ФАНТАЗИЯ»
Конечно, определенные коррективы пандемия все же внесла. Несколько зарубежных ансамблей не добрались до Одессы, а президент фестиваля Бернгард Вульф и его перкуссионный ансамбль Фрайбургского музыкального университета обратились на торжественном открытии Фестиваля речью и перкуссионных вступлением в формате «аудио-видео». Как и всегда, творчески-креативный арт-директор фестиваля Кармелла Цепколенко мгновенно «отреагировала» на новые вызовы, встроив в его драматургию новый жанр «видео-антракт фантазию», в которой прозвучали с экрана «Черная страница №1» Фрэнка Зеппы (Германия), произведение эквадорского композитора, выпускника Одесской национальной музыкальной академии, а ныне ректора консерватории в г. Киото Рикардо Монтероса в исполнении Антонио Мазини и Гуаякильского симфонического оркестра, а также опусы французских авторов Жоржа Апергиса, Винко Глобокара и «Татами 2» для сольных перкуссий Бернхарда Вульфа. Кстати, впервые за 27 лет программа Фестиваля транслировалась на вест мир телеканалом UA.Одеса общественное!
ГАЛИЦКИЙ КАМЕРНЫЙ ХОР ПОД РУКОВОДСТВОМ ВАСИЛИЯ ЯЦИНЮКА
«МИНИ-МОНО-ОПЕРЫ»
Уже привычный для фестивальной программы жанр «мини-моно-оперы» умножился новыми премьерами, одна из которых — «Требник трех» для декламатора, солиста, баяна и подготовленного фортепиано, партию которого исполняла автор Людмила Самодаева. Экспериментальные словообразования и футуристические поиски Велимира Хлебникова, Владимира Маяковского и Давида Бурлюка композитор спроецировала на музыкальный язык. Солист (Андрей Малиничи) озвучивал стихи «действующих лиц» (три в одном), выбрав имидж Бурлюка из известного изображения в цилиндре (возможно, как напоминание о причастности к Одессе одного из основателей футуризма начала ХХ в.).
КОМПОЗИТОР ЕЛЕНА ПАВЛОВА (ПОЛЬША) ИСПОЛНЯЕТ ПАРТИЮ ФОРТЕПИАНО
Не остановила пандемия приезд из Австрии в Одессу главного моно-оперного героя Фестиваля Руперта Бергманна. В двух мини-моно-операх — композитора Антона Ровнера (США-Россия) и австрийского автора Вернера Шульце — известный певец и режиссер вновь утвердил себя как лидер новой оперы. В первой из них — «Боль и спасение Иова» из книги Иова и «Богословских советах Патера» Дариуса Лебока — Руперт Бергманн в который раз поразил драматизмом чувств своего библейского персонажа. А в мини-моно-опере Вернера Шульце «Тригайос» по комедии Аристофана «Мир» опции певца расширились умением перевоплощаться «на виду», что создавало ощущение присутствия на сцене нескольких персонажей — виноградаря Тригайоса, его дочери и бога Гермеса. Полифонию образов и характеров сценических героев органично дополнял ансамбль «SenzaSforzando» под руководством художественного руководителя и дирижера Александра Перепелицы. Этот молодежный Ансамбль рос с биографией Фестиваля, формируя его музыкальную ось и знаковые события. В этом году «Senza Sforzando» представил творчество молодых композиторов из Китая Ся Мин, Дональда Ман Чинг Ю и украинских авторов Асмати Чибалашвили, Киры Майденберг-Тодоровой, Андрея Мерхеля, произведение которого привлекло особое внимание. Его моно-сцена «Энтропия: следы снов» на тексты Ришарда Купидура (по мотивам Ольги Токарчук) для голоса, чтеца, произвольного состава ансамбля, дирижера, электроники и видео расширила границы, по сути, моно-оперы концептуальной творческой идеей, шикарным видеорядом, яркими световыми эффектами (чувствуется большой опыт сотрудничества Андрея с ведущими украинскими и зарубежными коллегами в области новейшей музыки).
НИКОЛАЙ ШАХОВ
ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ ИНСТРУМЕНТОМ
Несмотря на свой довольно солидный возраст, одесский фестиваль выглядит на самом деле совсем юным, прежде всего, благодаря молодым участникам — композиторам, исполнителям и молодежной фестивальной аудитории. 27-й предложил новые имена талантливой молодежи, среди которых композиторы Анна Стоянова, Мария Гребина, Анна Копейка, флейтист Назар Кравченко, скрипачка Екатерина Коршомная, альтисты Яков и Вера Иваниденко, баянист Александр Володько, перкуссионистка Ирина Малиновская и многие другие. Интересно было наблюдать, как живо реагировала молодежь во время композиторской мастерской Вернера Шульце, проходившей в стенах Одесской национальной музыкальной академии имени А. В. Неждановой. Возможно, в этом и заключается секрет свежести одесского форума, который каждый раз воспринимается по-новому.
АЛЕКСАНДР ПЕРЕПЕЛИЦА - РУКОВОДИТЕЛЬ АНСАМБЛЯ SENZA SFORZANDO
Ежегодно Фестиваль предлагает знакомство с новыми инструментами. В этом году к фестивальному обороту присоединились африканский барабан дарбука и духовой инструмент австралийских аборигенов диджериду, которым мастерски овладел молодой украинский исполнитель Сергей Мисюра. Неожиданно прозвучал «дуэль-дуэт» (тоже одно из изобретений фестивального жанра) домр: студентка Национальной музыкальной академии Украины имени П.И. Чайковского Алина Подлепинская и ее педагог Светлана Белоусова-Колесник пленили каскадом современной украинской домровой музыки.
КРЕАТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ
Новым фестивальным предложением стал креативный проект Аллы Загайкевич — демонстрация немых фильмов в сопровождении ее музыки (возможно, не без влияния одесского фестиваля немого кино и современной музыки «Немые ночи»). Известная далеко за пределами своей родины Алла Загайкевич является лидером электроакустического композиторского творчества в Украине. В ее авторском исполнении на электронике и перкуссии (Аркадий Готесман) демонстрировались кинолента 1931 «Штурмовые ночи» Ивана Кавалеридзе, а также «Электрические ночи» Евгения Деслава, имя которого стало для большинства настоящим открытием. Вот что рассказала Алла:
РУПЕРТ БЕРГМАН
«Об украинском режиссере Евгении Деславе я узнала от французского композитора Филиппа Бланшара, возглавляющего фонд итальянского футуриста Луиджи Руссоло, автора знаменитого «Манифеста шумов» и изобретателя шумовых инструментов intonarumori. Деятельность бывшего дипломата правительства Директории Евгения Деслава (Евгения Слабченко) в художественной среде Парижа 1920-х действительно изменила ход истории, и мир услышал первоначальную «шумовую музыку» абсолютно «электронной» эстетики. Как свидетельствуют документы фонда, именно Евгений Деслав заставил Луиджи Руссоло использовать шумовые инструменты в авангардной эстетике, более того, даже изготовить для озвучивания фильмов в кинотеатрах портативный шумовой инструмент. А фраза Филиппа Бланшара «Спасибо Украине за Евгения Деслава» ошеломила, побудила найти фильмы Деслава. Звукозаписи сопровождения к фильмам Евгения Деслава, к сожалению, не осталось, а оно могло бы быть на самом деле этим первым документом в будущем музее истории украинской электроакустической музыки. Французский киновед украинского происхождения Любомир Госейко нашел в архиве французского музыковеда и скрипача Аристида Вирсты (тоже украинского происхождения!) фильм Деслава об огнях ночного Парижа «Электрические ночи». Вот эта удивительная немая кинолента 1928 года, сопровождаемая электронной музыкой в авторском исполнении стала настоящим открытием Фестиваля.
Вообще-то, одесский форум становится все более активным промоутером украинской музыки в современное мировое художественное пространство. И это касается не только новейшей музыки Украины, но и ее наследия. Не случайно «2 дня и 2 ночи» открылись своеобразной прелюдией — часом украинского музыкального бидермейера. Знакомством с распространенным в музыкальной культуре Буковины и Галичины в начале прошлого века австро-германским стилем бидермейера мы обязаны известному украинскому композитору, пианисту, ученому и педагогу Александру Козаренко. Его блестящий фортепианный речиталь представил опусы Николая Лысенко лейпцигского периода, произведения Нестора Нижанковского, Анатолия Кос-Анатольского, Бориса Лятошинского и самого автора этого замечательного проекта.
ПОСВЯЩЕНИЯ
Музыкальными посвящениями Мирославу Скорику и Александру Красотову Фестиваль отдал дань уважения выдающимся украинским композиторам. Галицкий камерный хор под руководством художественного руководителя и дирижера Василия Яцинюка представил «хоровые портреты» Мирослава Скорика и его учеников — Анны Гаврилец, Александра Козаренко, Богдана Сегина. Свое выступление Галицкий певческий коллектив посвятил также памяти известного украинского хормейстера Григория Лиознова. К 85-летию со дня рождения одного из основателей одесской композиторской школы Александра Красотова (1936-2007), который воспитал многих талантливых композиторов, звучала in memoria его музыка, наряду с которой прозвучало посвящение «Приношение учителю» одной из учениц професора Людмилы Самодаевой.
С этих музыкальных посвящений начались вторые сутки Фестиваля, который набирал обороты с каждым «концертом гранд сцены», каждым дуэль-дуэтом, трансфер-фантазией, мини-моно-оперой, кино демо и неожиданным завершением — джем-сейшн с электроникой Аллы Загайкевич, перкуссией Аркадия Готесмана и перформенсом Владимира Уманенко, который состоялся в нижнем фойе филармонии. Безумные ритмы и задор музыкантов объединили абсолютно всех в танцевальных движениях, энергетика которых свидетельствовала о радости возвращения живой музыки и возможности общения в offline.
P.S.
Конечно, большая благодарность тем, кто поддерживает уникальный фестиваль, прежде всего, министерству культуры и информационной политики Украины, Одесской областной государственной администрации, Одесской областной Раде и Одесском горсовете, Немецком культурном центра — Гете-институт в Киеве, «Баварском дома Одесса», Генеральное консульство Республики Польша в Одессе, Национальном союзе композиторов Украины и особый респект — неизменным руководителям Фестиваля Кармелли Цепколенко и Александру Перепела.
Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО