Имя известного британского культуролога, искусствоведа, интеллектуала Роберта Палмера, к сожалению, почти неизвестно в Украине. Но именно от этой фигуры на самом деле зависит, в каком направлении будет идти творческое движение Европы, каких изменений стоит ожидать в творческом европейском поле, какие идеи питают современную европейскую культуру. Ведь Р. Палмер — председатель Департамента по вопросам культурного наследия Совета Европы, один из ведущих стратегов культурной политики континента.
— Мы сейчас с вами общаемся в уютной кофейне в центре Львова, и здесь прекрасная культура обслуживания и вообще — несколько мистическая творческая аура... Эта кофейня и эта аура — тоже составные культуры? Что такое культура в модерной Европе?
— Культура нынче — один из наиболее мощных экономических секторов, и не только в Европе. Британский музей в Лондоне, парижский Лувр, Metropolitan в Нью-Йорке, Большой театр в Москве или же Гранд-Опера в Милане, знаменитые творческие кофейни Вены и ресторанчики на парижском Монмартре — это все, фактически, экономические предприятия, которые не только принимают «донорские» финансовые вливания, но и зарабатывают немалые средства, являются крупными наполнителями городских и государственных бюджетов в городах и государствах своего месторасположения. Конечно, для достижения мирового признания и превращения в творчески-экономический бренд, назовем это так, эти заведения культуры прошли долгий путь: от места хранения исторических артефактов и произведений искусства — до центров развития искусства, культуры и образования. От собирания произведений искусства и образцов древней культуры — до центров, которые определяют «моду на искусство», направления развития искусства и культуры.
Относительно самой моды — это также мощная индустрия, которая объединила и дизайн одежды, и современное искусство, и этнографию, и театр... Вообще, если пройти по улице Лондона, Кракова или Киева, везде можно увидеть культуру в разнообразных ее проявлениях: от архитектуры зданий и маленьких цветников на подоконниках или балконах — до оригинально оформленных витрин магазинов и дизайна кофеен. Это наша повседневная культурная среда: наша квартира — наш дом — наша улица — наше рабочее место...
— В Киеве много случаев, когда традиционный исторический ландшафт безжалостно разрушается. Подобное наблюдается и в других городах Украины, но киевляне реагируют особо болезненно на негативные изменения в «портрете» своего города, учитывая то значение, которое столица играет в жизни государства. Случается ли подобное в Европе?
— Конечно, каждый город каждый урбанистический центр требует развития, исторические ландшафты меняются. Но все-таки традиция и практика европейской архитектуры не позволяет застройщикам вмешиваться в исторические центры городов. То, что строили наши предки в средневековье, или два-три столетия тому назад, имеет право на существование. Например, когда во Вторую мировую войну был разрушен Старый город — исторический центр Варшавы — после войны поляки сделали все возможное (и, на мой взгляд, невозможное тоже!), чтобы реконструировать эти кварталы. В Лондоне двадцать лет назад возникла проблема: жилые здания конца XIX — начала XX века нуждались в модернизации. Городские власти, получив поддержку Парламента и правительства, осуществили соответствующую программу, объединив усилия архитекторов, историков, экономистов, программистов (у меня хранится компьютерная трехмерная модель стандартного жилого дома — до реконструкции и после), чтобы фактически подарить вторую жизнь этим уютным кварталам. Иногда целым оставался только фасад — а все, что за ним, строилось по-новому, с учетом современных технологий и материалов. Подобные модернизации и реконструкции пережили старые кварталы во многих городах Европы. А с другой стороны, случается, что старая застройка района, квартала или улицы износится — и на ее месте вырастает современный мини-городок: деловой, торговый или жилой.
Вообще, я не большой специалист в архитектуре, но для меня главное, чтобы, разрушая старое, не разрушать ауру города. Чтобы новое приносило свои традиции, культуру и технологию, но при этом логично вписывалось в ландшафт, застройку, городскую традицию того или иного города.
— Какие тенденции вы выделяете в современной украинской культуре?
— Я регулярно посещаю Украину, общаюсь с чиновниками от культуры и с художниками, наблюдаю за творческой жизнью Киева, Львова, других городов. Мое собственное видение украинской культуры базируется на ее принадлежности к культуре европейской. Хотя и утверждают историки, что по Днепру проходит граница между европейской культурной традицией и традицией евразийской, я считаю, что Украина в культурном, творческом плане — составляющая Европы. Как и во всей Европе, здесь наблюдается интерес к народным традициям — вероятно, это наш европейский ответ на глобализацию... Украинцев, мне кажется, на поиск национальной традиции в современной культуре побуждает и отход от социалистической культуры, от советской русификации и колониального состояния тогдашней украинской культуры.
Но, во-вторых, стоит отметить, что в Украине культура многонациональная. И для меня россиянин Андрей Курков и украинец Юрко Андрухович — носители современной украинской литературы. Собственно, в этом и состоит уникальность Украины — здесь в одном культурном пространстве существовали, существуют и развиваются культуры и коренного этноса, и тех народов, которые испокон веков жили на этих землях.
В-третьих, в Украине очень слабо используется именно культура как фактор экономики. Украинцы, посмотрите вокруг! В большом историко-культурном центре — Киеве — нет центра информации для туристов, нет рекламы музеев и галерей, театров и литературных или творческих кофеен, которые работают в городе и создают его неповторимый творческий образ. Во Львове с этим значительно лучше, недаром Львов получил почетный титул культурной столицы Украины. Я читал, сколько прекрасных памяток истории, архитектуры, культуры разбросано по всей Украине — это же настоящие сокровища для промоции украинской культуры, развития туризма, сопутствующих отраслей. Сначала нужно принять соответствующие законы, чтобы инвестор не боялся вкладывать средства, например, в реконструкцию дворца или старинного квартала, и чтобы закон защищал эти памятники от мошенников — и тогда запускать механизм, который позволит дать вторую жизнь этим местам. Это также оживит жизнь в населенных пунктах, расположенных вблизи таких памятников. Поэтому не стоит тратить время, нужно открывать Украину европейцам!