Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Роман Ягупов: Сейчас в мире происходят «тектонические сдвиги»

В Киеве завершился ХІІ Международный фестиваль Koktebel Jazz
24 сентября, 2014 - 11:32
ВЫСТУПАЕТ ХАРИЗМАТИЧЕСКАЯ МОЛДАВСКАЯ ГРУППА ZDOB SI ZDUB (ЛИДЕР — ВОКАЛИСТ РОМАН ЯГУПОВ) / ФОТО АНТОНА ШЕВЕЛЕВА

В этом году  география форума изменилась: он начался в Затоке под Одессой (поскольку временная аннексия Крыма путинским режимом перечеркнула возможность работы украинского проекта), а продолжился с 19 по 21 сентября в киевском культурно-образовательном центре «Мастер класс» проектом Voloshin Jazz Week End. Его курировал Алексей Коган. Кроме украинских коллективов выступили Tonbruket из Швеции, поляки Fortuna Electric и британка Julia Biel. А еще сербы из Majamisty Trio, чех Jiri Slupka Sverak, итальянцы Shine и австрийский David six’ Matador — полный интернационал...

В заключительный вечер по-настоящему джазово прозвучал украинский блок: Samba Kolo, Трио Наталии Лебедевой и Квинтет Константина Ионенко. Отмечу Ионенко — выпускника Харьковской консерватории, талантливого композитора и мультибасиста. Его музыка весьма непроста для восприятия, современна, сложна по языку и полностью соответствует заявленной в буклете концепции «новой истории украинского джаза».

Сменившая их британка Julia Biel, немножко играет на фортепиано и гитаре, немножко поет в полудетской манере и совсем не импровизирует. Вежливая публика слушала, но многие выходили из зала. Финальным стал сет шведского квартета  Tonbruke. Группа собралась пять лет назад. Контрабасист и лидер Дэн Берглунд, гитарист Йохан Линдстрем, клавишник и скрипач Мартин Хендерос и барабанщик Андреас Верлин пришли в нее из разных составов и создали собственный стиль, замешанный на современном джазе, психоделическом роке и чуть-чуть неофолке. Музыку записывают на мюнхенском лейбле Асt, внимательном к шведскому джазу, занимающему высокие позиции в мировой джазовой иерархии. Энергетика зашкаливала, умелое манипулирование вниманием не давало расслабиться, находиться в полном подчинении нравилось. Настоящий триумф современного европейского джаза. Наши музыканты слушали гостей вместе с потрясенной публикой...

Президент Koktebel Jazz’а Лилия Млинарыч рассказала «Дню», что задолго до старта проекта фестивалю поступило предложение остаться на прежней территории при условии перехода под эгиду России. Она и ее команда отказались. Поэтому в пику Украине в Коктебеле был проведен псевдофестиваль Koktebel Jazz рarty, лишь слегка изменивший название украинского музыкального бренда. Его использовал одиозный московский телеведущий Дмитрий Киселев, вспомнивший, что именно он стоял у Koktebel Jazz’а. Несколько лет назад он передал бразды правления Лилии Млинарыч. А теперь у Кисилева вспыхнуло к джазу «большое и светлое» политизированное чувство. Кстати, российские организаторы отправляли приглашения западным артистам от имени... украинского фестиваля Koktebel Jazz, нарушая зарегистрированное в Украине, России и на Западе право украинцев на бренд, путая участников и гостей  форума... Кстати,  Л. Млинарыч и ее команда получили предложение провести в следующем году подобный фестиваль в Словакии.

На вопросы «Дня» ответили одни из хедлайнеров фестиваля, участники молдавской группы Zdob Si Zdub трубач Валериу Мазылу и лидер-вокалист Роман Ягупов, выступавшие в Затоке.

— Zdob Si Zdub силен в молдавских ритмах и мелодиях, вы много импровизируете, слышно влияние джаз-рока...

В.М. — Мы — фолк-рок группа. Берем фольклорный мотив, пытаемся сделать его интереснее и выдержать в нашем стиле. Аранжирует наш музыкальный руководитель басист Михай Гынку. Импровизация присуща разным направлениям — фольклору, року, джазу, иначе не будет живой музыки, не возникнет слушательский интерес.

— Но записанная импровизация перестает ею быть. Впрочем,  занотированные джазовые импровизации имеют право на существование, поскольку должны ведь на чем-то учиться студенты и любители.

— В Молдавии учат джазу в училищах и консерватории, правда, я закончил консерваторию как академический трубач. Но современные средства коммуникации позволяют легко знакомиться с разными национальными и стилевыми исполнительскими направлениями. И получив мощную подготовку на основе все еще принятой на огромных территориях  системы советского музыкального образования, музыкант может найти и изучить французскую или американскую духовую, гитарную или фортепианную исполнительскую школу. Сейчас возможности широки: записи, youtube, ноты, минусовки — только учись.

— Вопрос Роману. Вы отлично двигаетесь, много импровизируете. Но в  выступлении коллектива есть и элементы шоу. Кто-то занимается сценическим движением?

Р.Я. — За время жизни группы мы поменяли много направлений. В начале карьеры играли альтернативную музыку 1990-х, фьюжн, ориентировались на Pearl Jam, Red Hot Chili Peppers и «тяжелые» коллективы. Параллельно слушали классику, Queen, блюз — много разных стилей. Мы не делали шоу, работы с режиссером, хореографом не было, и специалиста по свету своего не имели. Сделать все осознанно нам не дало то, что мы выросли в бывшем СССР, но по наитию впитали очень много всего. Иногда результат получается отличный, но порой даже сталкиваемся на сцене друг с другом. У нас все интуитивно, мы растили и скрещивали свою музыку сами. Где-то пробивали бетонную стену, совмещали несовместимое, и у нас вышел собственный микс.

— Ваша страна стремится в Европу, молдаване перешли с кириллицы на латиницу.

— Сейчас в мире происходят «тектонические сдвиги»: большие государства поглощают малые, в свою очередь, от них откалываются другие малые народы и территории. Сколько в мире межнациональных сел, семей, а любовь не знает границ. Все остальное — манипуляции монстров-политиков. У нас группа многонациональная, и на единстве противоположностей у нас рождается вчерашний джаз...

Ольга КИЗЛОВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ