Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Рождение трагедии из духа кинематографа

13 мая, 2020 - 09:51

Главная киноновость прошлой недели, и, пожалуй, всего сезона — количество просмотров фильма Мирослава Слабошпицкого «Племя» на Youtube превысило 50 миллионов.

Это абсолютный рекорд для национальной киноиндустрии. Ни одна картина ни одного режиссера за весь период Независимости даже близко не подобралась к таким показателям. Да что там, в самой Украине населения меньше.

Почему так произошло? Ведь «Племя» — фильм явно не массового жанра, малобюджетный, нишевый продукт даже при всех его наградах.

Причин четыре.

Первая — здесь особая звезда: не актриса или актер, а прием. Еще никто в истории кинематографа не снимал полнометражный игровой фильм на жестовом языке глухих.

Вторая — «Племя» сделало видимой огромную социальную группу. Игнорирование потребностей людей с инвалидностями — печальная традиция на территории бывшего СССР. Глухие и глухонемые де-факто исключены из общества. Наконец кто-то выпустил кино для них — и получил преданных зрителей.

Третья — хотя фильм и насыщен жестовыми диалогами, сыгран и снят он так, что тем, кто языка глухих не знает, все понятно с первого до последнего кадра.

Четвертое связано с третьим — конфликт здесь универсальный. Молодой человек вступает в сообщество такой же, как он, молодежи — воспитанников специализированного интерната. Племя это, как и все племена, занимается охотой (то есть грабежом) и торговлей (в том числе живым товаром). Парень проходит инициацию дракой, быстро продвигается вверх в криминальной иерархии. Но оказывается слишком человечным. Способным на чувства, которые не укладываются в жесткую товарно-денежную структуру. Там, где все должны быть рабами обычая, равными в беззаконии и бессердечности — это и есть главное преступление.

Потому герой уничтожает племя — иного выбора нет. Полностью разрушает его верхушку, совершив ряд убийств. И не для того, чтобы занять место на вершине. Он просто уходит в никуда.

Такая развязка выводит заданную Слабошпицким историю за сугубо антропологические рамки. Человек племенной, пусть даже таким страшным способом, превращается в человека трагического — и потому бессмертного.

«Племя» — это рождение трагедии из молчаливого и беспокойного духа кинематографа.

Именно поэтому его аудитория не иссякнет никогда.

P. S.

К сожалению, жизнь дописала к сюжету с 50 миллионами отдельный финал. Вскоре после достижения этого количества просмотров фильм был удален владельцами канала. Не договорились с компанией — обладательницей прав.

Очень банально и так по-нашему.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ