Среди прочих произведений композитора впервые прозвучала музыка из балета «Руки», которая ждала мировой премьеры 64 года! Открытие этого балета, совершенное усилиями Ukrainian Festival Orchestra и дирижера Ивана Остаповича, серьезно меняет представление о путях украинской музыки XX века и роли эмансипированной женщины в них.
Стефания Туркевич — одно из тех несправедливо забытых имен отечественной музыки, каждый шаг знакомства с которым вызывает искреннее восхищение и гордость. Первая украинка, которая заслужила признание как композитор. Первый доктор музыковедения в Галиции (которая получила эту научную степень за «националистическую» диссертацию под названием «Украинский фольклор в российских операх»). Автор четырех опер, пяти балетов, трех симфоний, многочисленных хоровых и камерных произведений.
Стефания родилась во Львове в 1898 году в семье священника и пианистки. Кстати, ее мать училась у ученика Шопена — Кароля Микули — бывшего директора Галицкого музыкального общества. Сама же Стефания училась в Вене, Львове, Праге и в Берлине — между прочим, у самого Арнольда Шенберга и Франца Шрекера. В 1930-е преподавала в Институте Лысенко во Львове, а с 1939-го работала концертмейстером во Львовской опере и с 1939 по 1942-й преподавала во Львовской консерватории. После того, как ее произведения были запрещены по всему СССР за несовместимость с соцреализмом, сбежала в 1946 году в Австрию, затем — Италию и, наконец, Великобританию. В Кембридже она много лет выступала как концертная пианистка, там и умерла в 1977 году.
Балет «Руки» был написан ею уже в эмиграции — в Бристоле в 1957 году. Его полное английское название — «The Girl with the Withered Hands», то есть «Сухорукая девушка». Странное название произведения, впрочем, имеет под собой длинную христианскую традицию. Агиография большая и многослойная, начиная с истории о чудесном исцелении сухорукого Иисусом Христом в субботу в синагоге, которое вызвало неистовую ярость у фарисеев за нарушение шабата. Далее есть ряд апокрифических историй о чудесах Девы Марии, которая излечивала больных и дарила руки тем, кто их потерял. И, наконец, очень распространенный сюжет о девушке с отрубленными руками в итальянских сказках и у Братьев Гримм со счастливым финалом, в котором за покорность и душевные добродетели руки у героини снова отрастают.
ДИРИЖЕР ИВАН ОСТАПОВИЧ И МУЗЫКАНТЫ UKRAINIAN FESTIVAL ORCHESTRA
Стефания Туркевич, происходившая из рода греко-католических священников, должна была все эти истории знать с самого детства. Но либретто балета «Руки», которое она сама же и написала, — не только о религии. Оно объединяет легенду о Сухорукой девушке с аллегорией природы творчества. Сюжет следующий: на сельском лугу стоит статуя Девы Марии, а рядом течет ручей. Молодежь танцует перед ней Танец Радости, девушки вешают на статую свои ожерелья. Появляется сухорукая девушка с букетом в руках, спрятанным под платком. Молодежь высмеивает ее и с гордостью покидает. Несчастная девушка дарит Богородице цветы, а потом падает на колени и лихорадочно молится. Вокруг статуи появляется свет. Увлеченная девушка начинает свой Танец Рук, во время которого исцеляется. Теперь она танцует Танец Счастья. Девушка погружает руки в ручей и извлекает из него глину, из которой лепит вазу. Затем снова танцует — на этот раз Танец Творческого Счастья. Зовет молодежь назад и триумфальным жестом указывает на вазу. Теперь начальный Танец Радости они все танцуют вместе, а в финале девушка ведет всех к статуе, наливает воду в вазу и ставит в нее цветы для Девы Марии.
Ваза, кстати, тоже является одним из важных христианских евхаристических символов. Орнаментика Ренессанса и иконы с сюжетом Благовещения содержали вазу с букетом, что означало кристальную чистоту. Вазы — распространенный элемент на Царских вратах (тогда из них растет лоза) и на карнизах верхних ярусов и иконостасов (в этом случае в вазах «стоят» пышные букеты). С XII века ваза с букетом цветов становится постоянным атрибутом Марии в сцене Благовещения, уподобляя лоно Богородицы сосуду. А вот образ девушки хоть и происходит из сказок и легенд, является проекцией художницы. Руки в данном случае — это инструмент, через который художник воплощает свои замыслы. И если эти замыслы не являются отражением божественного порядка, художник теряет силы, и его талант «усыхает», как руки у главной героини. Но достаточно лишь посвятить себя служению Девы Марии — и источник творчества снова оживает.
«Ритуальный» сюжет балета, несмотря на свою экзотичность, не является исключением из балетных правил. Связь балета с ритуалом довольно тесна. Ритуалы изображаются во втором акте балета «Жизель» Адана и в «Весне Священной», которую Стравинский назвал «религиозной церемонией Древней Руси — Руси языческой». Рихард Штраус создал «Легенду об Иосифе», а Прокофьев — «Блудного сына». Это все — библейские сюжеты. В «Свадебке» Стравинского присутствуют семейные обряды, а в «Щелкунчике» действие происходит на Рождество. Стефания Туркевич, несмотря на религиозную канву балета, не выпадает из традиции, а подкрепляется ею.
Самое удивительное, что в балете — не сюжет, а музыка. Это чрезвычайной яркости колористика, сочетание средств импрессионизма и экспрессионизма, а еще — фантастическое ощущение тембров. Известно, что композитор настаивала на том, чтобы музыка исполнялась неотрывно от действа, и ее жестовость и танцевальность это подтверждает. Образы быстро сменяют друг друга, оркестровые наслоения поражают смелостью сочетаний, четкая жанровая основа содержит смелые эксперименты как жесткий каркас. В оркестре много мощных ударных, мистически звучит арфа, возвышенно-триумфально играют медные духовые, изящно и человечно — флейта. Когда в последних тактах после всех музыкальных «событий» появляется до-мажор, его приход не является банальным — он звучит как обретение абсолютной гармонии. Как у Баха в до-мажорной прелюдии с ХТК.
Это приближение к партитуре, которое музыканты совершили во Львовском органном зале, безусловно является всего лишь первым шагом к пониманию истинной ценности работы Стефании Туркевич. Оценить ее можно только после театральной постановки, которая, хочется верить, не за горами. Ведь к ней уже зажжена ведущая звезда.