Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Руки!» – премьера, которую ждали более шести десятилетий!

В рамках проекта «Симфонические премьеры», организованного Тарасом Демко, состоялся онлайн-фестиваль Стефании Туркевич
10 февраля, 2021 - 10:05
ВЫСТУПАЕТ АДРИАН БОДНАР, КОНЦЕРТМЕЙСТЕР UKRAINIAN FESTIVAL ORCHESTRA

Среди прочих произведений композитора впервые прозвучала музыка из балета «Руки», которая ждала мировой премьеры 64 года! Открытие этого балета, совершенное усилиями Ukrainian Festival Orchestra и дирижера Ивана Остаповича, серьезно меняет представление о путях украинской музыки XX века и роли эмансипированной женщины в них.

Стефания Туркевич — одно из тех несправедливо забытых имен отечественной музыки, каждый шаг знакомства с которым вызывает искреннее восхищение и гордость. Первая украинка, которая заслужила признание как композитор. Первый доктор музыковедения в Галиции (которая получила эту научную степень за «националистическую» диссертацию под названием «Украинский фольклор в российских операх»). Автор четырех опер, пяти балетов, трех симфоний, многочисленных хоровых и камерных произведений.

Стефания родилась во Львове в 1898 году в семье священника и пианистки. Кстати, ее мать училась у ученика Шопена — Кароля Микули — бывшего директора Галицкого музыкального общества. Сама же Стефания училась в Вене, Львове, Праге и в Берлине — между прочим, у самого Арнольда Шенберга и Франца Шрекера. В 1930-е преподавала в Институте Лысенко во Львове, а с 1939-го работала концертмейстером во Львовской опере и с 1939 по 1942-й преподавала во Львовской консерватории. После того, как ее произведения были запрещены по всему СССР за несовместимость с соцреализмом, сбежала в 1946 году в Австрию, затем — Италию и, наконец, Великобританию. В Кембридже она много лет выступала как концертная пианистка, там и умерла в 1977 году.

Балет «Руки» был написан ею уже в эмиграции — в Бристоле в 1957 году. Его полное английское название — «The Girl with the Withered Hands», то есть «Сухорукая девушка». Странное название произведения, впрочем, имеет под собой длинную христианскую традицию. Агиография большая и многослойная, начиная с истории о чудесном исцелении сухорукого Иисусом Христом в субботу в синагоге, которое вызвало неистовую ярость у фарисеев за нарушение шабата. Далее есть ряд апокрифических историй о чудесах Девы Марии, которая излечивала больных и дарила руки тем, кто их потерял. И, наконец, очень распространенный сюжет о девушке с отрубленными руками в итальянских сказках и у Братьев Гримм со счастливым финалом, в котором за покорность и душевные добродетели руки у героини снова отрастают.

ДИРИЖЕР ИВАН ОСТАПОВИЧ И МУЗЫКАНТЫ UKRAINIAN FESTIVAL ORCHESTRA

Стефания Туркевич, происходившая из рода греко-католических священников, должна была все эти истории знать с самого детства. Но либретто балета «Руки», которое она сама же и написала, — не только о религии. Оно объединяет легенду о Сухорукой девушке с аллегорией природы творчества. Сюжет следующий: на сельском лугу стоит статуя Девы Марии, а рядом течет ручей. Молодежь танцует перед ней Танец Радости, девушки вешают на статую свои ожерелья. Появляется сухорукая девушка с букетом в руках, спрятанным под платком. Молодежь высмеивает ее и с гордостью покидает. Несчастная девушка дарит Богородице цветы, а потом падает на колени и лихорадочно молится. Вокруг статуи появляется свет. Увлеченная девушка начинает свой Танец Рук, во время которого исцеляется. Теперь она танцует Танец Счастья. Девушка погружает руки в ручей и извлекает из него глину, из которой лепит вазу. Затем снова танцует — на этот раз Танец Творческого Счастья. Зовет молодежь назад и триумфальным жестом указывает на вазу. Теперь начальный Танец Радости они все танцуют вместе, а в финале девушка ведет всех к статуе, наливает воду в вазу и ставит в нее цветы для Девы Марии.

Ваза, кстати, тоже является одним из важных христианских евхаристических символов.  Орнаментика Ренессанса и иконы с сюжетом Благовещения содержали вазу с букетом, что означало кристальную чистоту. Вазы — распространенный элемент на Царских вратах (тогда из них растет лоза) и на карнизах верхних ярусов и иконостасов (в этом случае в вазах «стоят» пышные букеты). С XII века ваза с букетом цветов становится постоянным атрибутом Марии в сцене Благовещения, уподобляя лоно Богородицы сосуду. А вот образ девушки хоть и происходит из сказок и легенд, является проекцией художницы. Руки в данном случае — это инструмент, через который художник воплощает свои замыслы.  И если эти замыслы не являются отражением божественного порядка, художник теряет силы, и его талант «усыхает», как руки у главной героини. Но достаточно лишь посвятить себя служению Девы Марии — и источник творчества снова оживает.

«Ритуальный» сюжет балета, несмотря на свою экзотичность, не является исключением из балетных правил. Связь балета с ритуалом довольно тесна. Ритуалы изображаются во втором акте балета «Жизель» Адана и в «Весне Священной», которую Стравинский назвал «религиозной церемонией Древней Руси — Руси языческой». Рихард Штраус создал «Легенду об Иосифе», а Прокофьев — «Блудного сына». Это все — библейские сюжеты. В «Свадебке» Стравинского присутствуют семейные обряды, а в «Щелкунчике» действие происходит на Рождество. Стефания Туркевич, несмотря на религиозную канву балета, не выпадает из традиции, а подкрепляется ею.

Самое удивительное, что в балете — не сюжет, а музыка. Это чрезвычайной яркости колористика, сочетание средств импрессионизма и экспрессионизма, а еще — фантастическое ощущение тембров. Известно, что композитор настаивала на том, чтобы музыка исполнялась неотрывно от действа, и ее жестовость и танцевальность это подтверждает. Образы быстро сменяют друг друга, оркестровые наслоения поражают смелостью сочетаний, четкая жанровая основа содержит смелые эксперименты как жесткий каркас. В оркестре много мощных ударных, мистически звучит арфа, возвышенно-триумфально играют медные духовые, изящно и человечно — флейта. Когда в последних тактах после всех музыкальных «событий» появляется до-мажор, его приход не является банальным — он звучит как обретение абсолютной гармонии. Как у Баха в до-мажорной прелюдии с ХТК.

Это приближение к партитуре, которое музыканты совершили во Львовском органном зале, безусловно является всего лишь первым шагом к пониманию истинной ценности работы Стефании Туркевич.  Оценить ее можно только после театральной постановки, которая, хочется верить, не за горами. Ведь к ней уже зажжена ведущая звезда.

Любовь МОРОЗОВА, музиковед. Фото Роксоланы ТРУШ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ