«Самая плодотворная писательница» двух последних лет, как назвал ее ежегодный альманах «Обличчя України-2004», Мария Матиос, похоже, не хочет отдавать пальму первенства и с первых дней нового года: только что увидела свет книга прозы — «Солодка Даруся».
На просьбу «Дня» прокомментировать ее выход Мария сказала: «А как я буду комментировать произведение, которое забрало у меня почти два года физического времени и пуд нервных окончаний?! Это первая моя книга, которую я не собираюсь комментировать. Я хочу, чтобы ее прочитали. Наверное, впервые я не смогу рассказать на пальцах о драме, разворачивающейся в «Солодкій Дарусі»… Я плохой оратор. Скажу одно: эту книгу я составила так, что ее можно читать с любой главы, и от того не нарушится ее восприятие.
А для тех читателей, которые еще не знакомы с моим творчеством, могу разве что предложить мнение моих издателей — львовского литературного агентства «Пирамида». В аннотации к этому изданию сказано: «Она сердится, когда ее называют «Стефаником в юбке» или делают неправильное ударение в ее фамилии, которую она носит и не поменяет ни при каких условиях и любви.
Она пишет много и по-разному, но она не умеет писать плохо или неинтересно. Всегда стильное, роскошное и конкурентное письмо столичной гуцулки Марии Матиос опровергает затертую аксиому о разделении прозы на мужскую и женскую. В ее художественном почерке — мужская мускулистость и женская слабость одновременно, скрытая и явная философия вековой народной морали, отвергнутой не так обстоятельствами, как самими людьми. А упрямство, с которым писательница разрабатывает контраверсионную тему недавней отечественной истории, — достойно зависти.
Новая книга-драма Марии Матиос «Солодка Даруся» — это, в первую очередь, языковой вызов дистиллированной макулатуре, заполнившей книжный рынок. Это — украинская история 30 х — 70-х годовпрошлого века в ее буковинском и галицком ареалах. И, как всегда, — почти хирургическое проникновение в психологию и действия персонажей.
«Драма в три жизни», как определила жанр «Солодкой Дарусі» сама писательница, — моральное предупреждение-суеверие о том, что история и каждый отдельный человек во все времена и режимы связаны одной пуповиной, а грех и его искупление — явления почти ощутимые, материальные. Это потрясающий, ошеломляющий рассказ о беспощадных жерновах истории, неистребимом человеческом зле и неистощимом добре, о естественной толерантности людей разной крови и разных наций во времена исторических катаклизмов и о непостижимых страстях маленького человеческого сердца».
— Если выбранная мной тема не такой уж давней украинской истории, — говорит Мария, — заинтересует моих старых как мир почитателей или пополнит ряды новых — буду весьма рада. Я пишу для того, чтобы меня читали, и уважаю своего читателя так же, как читатель уважает мою работу.