Роман Кухар вернулся в Киев из пропыленного Симферополя, где пребывал последние шесть лет в сознательном творческом уединении. В Киеве его помнили по нашумевшей групповой выставке «Азбука: Иерархия пространства» (декабрь 1992-го). С того времени творческая манера скульптора кардинально изменилась: в его камерной пластике все отчетливее проступают сюрреалистические черты. В «тадзиевской» экспозиции доминируют две, видимо, наиболее актуальные сегодня для молодого скульптора метафоры — плотненькие головки маленьких человечков и жирная жаба, сидящая внутри медитирующего «предположительно-монгольского-ламы». Крохотные черепа автор ретранслировал в «Орден человека», которым награждает своих друзей (желающим скульптор предлагает заказать у него мемориальную доску еще при жизни). А «жабодав» — это и народное название стенокардии, и развернутая метафора печально известной присказки — «жаба давит», пластические вариации на тему анекдота «не з’їм, то хоч понадкушую». Художник процитировал новеллу Акутагавы «Лягушки», дав зрителю ключ к пониманию образа: «жаба» — это то, что сидит в каждом, нагло выкрикивая «солнце светит — для меня, ветер веет — для меня, все окружающее — тоже для меня». Жабодав — «это не стеб, а глубокая душевная рана», утверждает сам скульптор.
На выставку Р. Кухара можно приходить не раз и не два, вновь и вновь радостно открывая в каждом рельефе, словно в древней табличке с загадочными письменами, новые смыслы. Каждая скульптура Романа Кухара выполнена настолько графически-филигранно, что сравнение их с ювелирными украшениями кажется слишком банальным. При предельной прямоте своего художественного высказывания скульптор словно заключает в каждом изваянном им предмете множество шифров, разгадывание которых взывает к твоей сосредоточенности и душевной просветленности.