В нем участвовали в основном молодые исполнители, играющие на популярном в нашей стране саксофоне и его «генетическом предке» — кларнете. Инструмент был создан около 150 лет назад бельгийским мастером Адольфом Саксом, давшим ему свое имя. С 1857 года Сакс стал первым преподавать игру на нем в Парижской консерватории. Популярность нового инструмента — «члена семейства деревянных духовых» быстро пошла в гору. Первыми саксофон ввели в свои партитуры композиторы Ж. Бизе, Г. Берлиоз, Дж. Мейербер, Ж. Массне, К. Дебюсси. Интерес к нему не минул России. В 1934 году Александр Глазунов создал Концерт для альтового саксофона и струнного оркестра. В 20—30-е годы ХХ века, когда начался расцвет джазового стиля «свинг», всеобщее увлечение саксофоном охватило Америку и Европу.
А как саксофону живется в Украине? Ответ можно было получить, побывав на недавнем концерте в Национальной филармонии, в котором участвовали 20 музыкантов. Самому юному из выступавших на концерте, Мише Заикину, — десять лет. Он учится в четвертом классе. Но несмотря на молодость, большинство участников являются многократными лауреатами международных конкурсов. Музыканты исполнили интересную программу. Все они являются учениками прекрасного саксофониста и педагога, солиста оркестра Национальной оперы Юрия Василевича. Он преподает в школе им. Лысенко и НМАУ. Некоторые его экс-ученики учатся в западных музыкальных вузах, например, в знаменитом американском джазовом колледже Беркли.
Юрий Владимирович часто бывает за границей, он большой знаток сольного и ансамблевого репертуара саксофона. Сам занимается аранжировками. На концерте были сыграны не только популярные, но и малоизвестные произведения в его интерпретациях. Особенно понравилась публике пьеса для солирующего сопрано- саксофона Х. Лоба «Таджи», прекрасно исполненная Владимиром Гойсаком. Очень эффектно и ярко прозвучал дуэт Жени Швецовой (альт-саксофон) и Жени Ульянова (маримба, класс В.Титаренко), исполнивший Дивертисмент японского композитора М. Юиямы. Две части из произведения еще одного японского композитора Т. Юшимацу «Пушистая птичья соната» под экзотическими названиями «Пой, птица!» и «Лети, птица!» отлично сыграли Даша Потапенко и Саша Москаленко. А все первое отделение концерта «вынесла на своих плечах» прекрасный концертмейстер, лауреат Международного конкурса, пианистка Виолетта Таран.
Второе отделение вечера открыл 15-летний Олег Мороз, лауреат десятка международных конкурсов, который в сопровождении струнного квартета исполнил две части Моцартовского квинтета. В концерте участвовал ансамбль «Киевская камерата» под управлением Валерия Матюхина. Понравились слушателям две пьесы в исполнении квинтета молодых саксофонистов, учеников Василевича, но наиболее зрело прозвучал квартет саксофонистов Национальной филармонии в составе Юрия Василевича, Михаила Мимрика, Владимира Гойсака и Сергея Гданьского. Они прекрасно исполнили попурри Г. Мюллера на темы из оперы Ж. Бизе «Кармен».
После концерта Юрий Василевич ответил на несколько вопросов.
— Сколько вы воспитали лауреатов?
— Точно не знаю, кажется, 36. Но это заслуга не только моя, а всех педагогов, которые работали с детьми до меня. Многие ребята приезжают в Киев из разных регионов Украины и поступают к нам в школу-интернат. А я продолжаю работу, начатую первыми преподавателями моих учеников.
— Расскажите о своем квартете.
— За годы работы мы стали лауреатами пяти конкурсов, играли на фестивалях во Франции, Италии, Канаде, Венгрии.
— Ваши ученики увлекаются джазом?
— Часть саксофонистов становится профессиональными джазовыми музыкантами, что, естественно, продолжает их увлечение этим искусством.