Энвер Измайлов давно завоевал публику разных стран своей виртуозной игрой. Каждый его концерт вызывает огромный резонанс. Измайлов потрясает своими изобретательными аранжировками, интересными сочинениями, но главное — самостоятельно изобретенной техникой — тэппингом (прием игры, при котором пальцы обеих рук лежат на грифе гитары, как на клавиатуре, и звук извлекается быстрым прижатием струн, а не щипком или ударом по ним). В музыке Энвера соединяются импровизационное начало и элементы музыкального фольклора как народа крымских татар, к которому он принадлежит, так и других народов Причерноморья, Балкан и Ближнего Востока. По версии американского сайта www.digitaldreamdoor.com/pages/ best _guitar-all. html, Энвер Измайлов вошел в первую сотню самых выдающихся гитаристов планеты. В начале 90-х Измайлов переехал в Крым. Ныне музыкант много гастролирует в разных странах, а нашу столицу не балует частыми выступлениями. Последнее яркое воспоминание — дуэт Энвера Измайлова с вокалистом Бобби МакФеррином, запомнившийся не только всем слушателям, но и наверняка самим виртуозам. И вот на днях в Доме архитектора на радость музыкальным гурманам Киева Измайлов дал сольный концерт, посвященный Владимиру Молоткову — знаменитому украинскому музыканту и педагогу.
— Какие воспоминания у вас сохранились о коллеге-гитаристе Владимире Молоткове?
— Имя Владимира Молоткова очень хорошо известно гитаристам, особенно тем, кто серьезно занимался гитарой в 70—80-е годы по его учебным книгам джазовой импровизации и аккомпанемента на электрогитаре (первые учебные пособия для гитаристов, выпущенные в бывшем СССР). Это был очень хороший, скромный человек и прекрасный музыкант, его называли «профессором джазовой гитары». Я слушал его записи, читал его учебные курсы, которые он издал с Владимиром Маниловым. Можно вспомнить одну из последних работ Молоткова — учебник «Аранжировка для гитары». Владимир рассказывал, что стимулом к созданию книги послужила острая нехватка оригинальной литературы и квалифицированных переложений и аранжировок для гитары соло. Молотков был автором сборника «Популярная гитара», который содержал 29 аранжировок популярных мелодий разных композиторов. Всю свою сознательную жизнь Владимир не мог расстаться с идеей изобрести такой метод игры, при котором без особых усилий можно было бы овладеть эффектной манерой импровизации. То есть, при самых минимальных и необременительных занятиях, как бы слегка, без напряжения, играть легко и свободно. И ему удалось это сделать! Молотков преподавал в Киевском училище им. Р. Глиэра. С ним я познакомился в 90-х годах на фестивале, организованном покойным Владимиром Симоненко — легендарным человеком, первым написавшим в бывшем СССР книгу «Мелодии джаза», которая для музыкантов стала настольной. С Владимиром Симоненко мы долго дружили. Это был очень интеллигентный и добродушный человек. Знаете, можно сказать только хорошее как о Владимире Симоненко, так и о Владимире Молоткове. Я благодарен судьбе, что она познакомила меня с такими людьми! Буду их всегда помнить.
— О вашей коллекции уникальных инструментов ходят самые разные слухи. А сколько сейчас у вас гитар?
— Уникальных гитар у меня нет, но есть интересные гитары, которые спроектировал сам. Мне помогает студия «Avaks» (Киев), где есть замечательные гитарные мастера, с которыми меня давно познакомил замечательный музыкант-виртуоз Владимир Соляник. Это прекрасные люди Сергей Кроличенко, Алексей Данилец и директор студии Игорь Николашин... Кстати, моя первая профессиональная гитара — фирмы Ibanez. Я привез ее в начале 80-х годов из Санкт-Петербурга, она стоила 2700 рублей. Это были большие деньги в то время, особенно для человека из простой семьи. Я даже не мог признаться отцу, во сколько она обошлась. Если говорить о силах, вложенных в нее, то это была самая дорогая вещь, купленная мной... Кстати, одна гитара мне была подарена замечательным музыкантом Игорем Цышковским. Он подарил одну из гитар студии «Avaks», на которой я играл на концерте, но не двухгрифную. На самом деле она даже не двухгрифная, а трех-. Третий — бас-гитара. Также у меня есть достаточно серьезные гитары Yamaha Джаз-клуба. Когда-то вышли в тираж 100 гитар 60-х годов, их реанимировали, сделали специально для профессиональных гитаристов, а Yamaha стала дистрибьютором этих гитар в разные страны. В мой коллекции есть Godin и Fender comanche, гитара, которую презентовал директор магазина «Камертон». Спасибо поклонникам, соратникам и коллегам, которые меня ценят и помогают: Yamaha Джаз-клуб — это Александр Сидоренко, магазин «Камертон» — это Виктор Тимерко.
— Можете приоткрыть секрет вашей нынешней творческой «кухни»: над чем работаете — над импровизациями, композицией или аранжировками?
— Все зависит от вдохновения. Есть люди, которые просят сделать для них аранжировки. Я это делаю с удовольствием, даже если это простая красивая песня с интересным текстом. Пишу и для себя аранжировки, сочиняю композиции...
— Киевской публике запомнился ваш дуэт с американским вокалистом Бобби МакФеррином. Перед выступлением была всего небольшая репетиция — как же удался такой гармоничный дуэт?
— Репетирует тот, кто играть не умеет. С Бобби МакФеррином у нас сложностей не было. Мы могли бы дать целый концерт. Ведь у нас есть опыт выступлений, дальше главное, чтобы совпало вдохновение. Вот это совпадение и произошло. После концерта подходила менеджер, благодарила, а я даже не знал, что это его менеджер. Сказала, что надеется на дальнейшее сотрудничество.
— Вы с 90-х годов живете в Крыму, а хотели бы переехать, например, в Киев или в какой-то другой город?
— Я люблю Киев, но моя семья живет в Крыму, и поэтому я всегда возвращаюсь домой. Конечно, у меня много друзей и в столице, но все же мой главный приоритет — семья, а Киев — город для работы.
— Многие музыканты совсем не смотрят телевизор, не читают газет и не следят за политическими событиями. А вы интересуетесь развитием событий в Украине?
— Я смотрю и слушаю новости. Но хочу сказать: для того, чтобы достойно жить, нужно хотя бы прочитать Библию или Коран. Прочитайте — поймите, это так много значит. Мы придумываем конституции, а ведь что такое конституция — это права человека, которые уже были описаны в Библии. Меня тревожит, что ныне у нас кругом власть денег. Политикам нужно помнить, что следует жить не только сегодняшним днем, а и задумываться о будущем: как наши действия отразятся на потомках, что оставим в наследство внукам и правнукам... Сегодня, когда смотришь телевизор или читаешь прессу, то столько негатива на наши головы обрушивается — просто расстраиваешься. Убийства, криминал, кто-то кого-то судит, море рекламы. Среди этого потока лучом света можно назвать газету «День». Это издание не приукрашивает действительность, а пытается дать полную картину тем и событий, которые волнуют каждого человека, заставляет нас, читателей, думать, анализировать, и это мне импонирует...
— Интересно, а какую музыку вы обычно слушаете?
— Я сейчас слушаю мало музыки. Рынок настолько разнообразен, что часто нет времени все охватить. Если кто-то из моих друзей порекомендует что-то послушать, то обязательно так и сделаю — доверяю друзьям. Для меня в музыке нет ограничений, а есть музыка плохая и хорошая. В любом музыкальном направление работают профессионалы, которые делают музыку музыкой.