Как представляется, новый, 22-й фильм о Джеймсе Бонде «Квант милосердия» — один из самых успешных и в то же время самых противоречивых за всю историю сериала.
Причина как коммерческого успеха, так и противоречивости картины — режиссер. Марк Фостер сегодня — один из лучших британских, и, шире, мировых постановщиков, известный в первую очередь благодаря камерным, утонченным драмам, среди которых хочется отметить «Бал монстров», «Волшебную страну», «Персонаж». Для критиков, более-менее знакомых с его творчеством, выбор продюсеров бондианы стал если не сенсацией, то довольно большой неожиданностью: трудно даже представить себе режиссера, более далекого от всех этих многобюджетных шпионских зрелищ. Тем любопытнее было: что он сможет внести в эту бесконечную сагу, каждая новая часть которой конструируется по нерушимому своду одних и тех же правил, не меняющихся десятилетиями?
О своих намерениях Фостер объявил еще до начала съемок, подчеркнув в одном из интервью, что хочет снять картину о внутреннем путешествии Бонда — любое другое путешествие будет неинтересным. И, опять-таки, это удивило: какие внутренние путешествия могут быть у этого практически комиксового персонажа?
Первое и самое заметное, что сделал режиссер, — полностью убрал пародийную составляющую, очень ощутимую в ранних фильмах бондианы, и свел к минимуму шпионский колорит. Здесь нет ни инструкции в Кью, где Бонда вооружают до зубов разнообразными техническими приспособлениями, нет и самих этих приспособлений или, как говорят сейчас, гаджетов, — в ход идут любые подручные бытовые предметы, от канцелярских ножниц до пожарных топоров; нет вечно влюбленной в суперагента смешной секретарши Мени Пенни, нет этого «взбитый, не смешанный», и даже фраза «Бонд, Джеймс Бонд» здесь отсутствует. Этот Бонд не ложится в кровать со своей партнершей по приключениям Камиллой (ее играет, как известно, украинка Ольга Куриленко), пьет какие-то случайные напитки, убегает и от своих, и от врагов. Впрочем, нетипичная для сериала серьезность царила уже в предыдущем фильме «Казино «Рояль», где Бонд влюблялся в красавицу Веспер и ради нее даже готов был бросить службу. На самом деле картина о Бонде с печальным финалом — это не новость; в 1969 году уже была «На тайной службе Ее Величества», где 007 первый и последний раз в жизни женился, но его жену тут же и убили, и там возник мотив мести, который 40 лет спустя стал самым важным.
Дело не только в поворотах сюжета. Хотя, конечно, присутствуют все признаки стиля, необходимые для экшн-блокбастера. Уже первая сцена с гонкой и стрельбой на приморском шоссе увлекательна в лучших традициях, как и многочисленные драки, гонки на земле, на воде, в воздухе, сногсшибательный (другого слова не подберешь) прыжок с Камиллой на одном парашюте с пылающего самолета, а финальное побоище с главными злодеями в здании, взрывающемся посреди пустыни, безусловно войдет в классику бондианы. Но всем поединкам придается настоящая сложность, небезопасность, в них есть боль, кровь и грязь; Фостер показал, что у Бонда на самом деле грязная, тяжелая и неблагодарная работа, совсем не похожая на международный курорт, как это бывало в предыдущих сериях. Крейг и Куриленко все время запыленные, помятые, в ссадинах; убедительно грубая материальная фактура царит в постановке драк, от этих взбесившихся балок, кусков стекла, обломков иногда хочется уклониться.
Удалив весь этот антураж, режиссер максимально сосредоточил внимание на эволюции образа — на обещанном внутреннем путешествии. Все герои максимально приближены к реальности: плоти, крови и страстей в них больше, чем когда-либо раньше. Здесь как никогда пригодился дар Крейга, позволяющий ему выходить далеко за рамки амплуа невозмутимого мачо, — ведь у этого исполнителя за спиной все-таки британская актерская школа, одна из лучших в мире. Этот Бонд несет в себе надлом, или, как говорит Камилла, свою тюрьму внутри себя — и поэтому действует, как настоящая машина мести, но борется не только с тварями в человеческом обличии, но и со зверем в себе. Как всегда, настоящее наслаждение — смотреть на Джуди Денч в роли главы разведки, М — эта поистине великая актриса каждый раз находит новые краски для своего персонажа — и в этот раз ей удалось максимально очеловечить М, наполнить ее противоречиями, показать ее не только как невозмутимого шефа, но и как обычную женщину, которая ходит в халате и накладывает крем перед сном. Главный преступник Доминик Грин в исполнении совершенно лирического французского актера Матье Амалрика — еще один из сюрпризов фильма. Амалрик придает Грину внешнюю обманчивую мягкость, за которой, острым лезвием, — полная, на грани патологии, безжалостность; это действительно один из самых интересных врагов Бонда. Что касается нашей Ольги, то по сюжету она выступает своего рода альтер-эго 007 — тоже со своей местью и со своими шрамами от прошлого. Фостер, видимо, подбирал ее в первую очередь как типаж, который должен сработать уже в развязке — наиболее убедительно Куриленко далась та ярость, с которой только и можно мстить.
В общем, война и моменты рефлексии героев — когда действие почти останавливается — чередуются непредсказуемо. Кажется, что вступили в спор два фильма — боевик против психологической драмы, и последняя мешает первому, но в финале Фостер виртуозно совмещает все — далекие друг от друга линии пересекаются, вызывая взрыв, с которым контрастирует тихий, меланхоличный и по-своему умиротворенный эпилог. Зло все-таки наказано, а Бонд получает самую важную победу в своей жизни — над собой.
За возможность посмотреть фильм на широком экране автор благодарит столичный кинотеатр «Киев».