Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Самоидентификация через... букву

Художник-график и каллиграф Юрий Антонов — о том, как отыскать в шрифте «лицо» страны
4 декабря, 1996 - 20:36
ФОТО АВТОРА

Типография и каллиграфия являются полноправными представителями художественного пространства — наряду с другими видами визуального искусства. Печатные и рукописные шрифты интересуют не только специалистов, которые в книжной сфере «варятся», но и тех, кто неравнодушен к искусству в целом. Об этом, в частности, свидетельствует ежегодный «Праздник кириллицы» в Харькове, а теперь — еще и Всеукраинский фестиваль каллиграфии и типографии «Рутения», который состоялся в прошлые выходные в Киеве.

«Во времена, когда все тексты печатаются на компьютере, важно сохранить и развивать каллиграфию — умение писать красиво, эстетично и в совершенстве», — говорит Василий Чебаник, профессор Киевского государственного института декоративно-прикладного искусства и дизайна им. Михаила Бойчука, в стенах которого проходил фестиваль.

Как отмечают организаторы «Рутении», разрабатывая собственные кирилличные шрифты — как печатные, так и рукописные, можно создавать уникальные самобытные книги. «Не так давно свет увидел уникальный рукописный «Вий», оформленный Виталием Митченко. Создание рукописных книг связано с развитием шрифтов. К сожалению, это мастерство уже практически утрачено», — рассказывает председатель оргкомитета фестиваля «Рутенія», художник-график, каллиграф Юрий АНТОНОВ.

Именно с ним «День» побеседовал об историческом фоне украинской каллиграфии, развитии кирилличных шрифтов в Украине, их «латинизации» и значении архаики в визуальном искусстве.

— У многих людей каллиграфия ассоциируется, прежде всего, с Японией, Китаем, арабскими странами. А каким является исторический фон чисто украинской каллиграфии?

— Из того, что более-менее исследовано, — это устав, полуустав, скоропись, которая широко использовалась во времена барокко, казачества. Яркими образцами являются грамоты запорожских гетманов, их личная переписка. Хотелось бы продолжать и эту традицию, но стоит также обратиться и в более глубокие пласты истории, например, к культуре кочевников, которые имели значительное влияние на мышление, визуальное выражение, внешний вид людей.

— Что нужно учитывать, разрабатывая кирилличный шрифт? Имеет ли он определенные особенности, характерные черты, которых нет у латиницы?

— Поскольку носителями кирилличного письма являются славянские племена, народы, которые как территориально, так и исторически находятся на пути с востока на запад, то эту культуру нельзя причислить ни к восточной, ни к западной. Здесь есть множество культурных и исторических наслоений. Большое влияние и на мышление, и на язык, и на визуальное искусство, и, соответственно, на шрифты, имел как Восток, так и Запад. И это нужно учитывать.

— В большей степени внимание украинских шрифтовых дизайнеров сегодня привлекает латиница или кириллица?

— Те немногие люди, которые занимаются таким дизайном, уделяют одинаковое внимание латинским и кирилличным шрифтам. Но есть один нюанс — латиницу разрабатывать проще. Ведь в нее вложено значительно больше времени и труда многих специалистов.

«Латинизация» доминирует. Адаптацию готового латинского шрифта к кириллице — лучшую или худшую — сделать проще, чем проработать огромный пласт информации, пропустить его через себя и создать что-то новое, осознанное, от и до. Люди в своем большинстве идут самым простым путем и чаще всего причиной этому являются коммерческие интересы заказчика.

Кроме того, большинство издателей, которые заказывают определенный визуальный продукт (скажем, рекламу) часто не знают о существовании огромного количества лицензионных шрифтов, которые можно купить. Поэтому пользуются теми, которые есть в свободном доступе или пиратскими версиями.

— Сегодня шрифты и каллиграфия преподаются в художественных вузах как отдельный предмет, но отдельной специальности в Украине пока еще нет. Логичным ли было бы ее появление?

— Конечно. Это отдельная профессия, которая нуждается в качественной подготовке, определенном объеме теоретических знаний и практики. Просто дополнительный предмет — этого мало.

— Где можно научиться каллиграфии в Украине, не обучаясь в художественных вузах?

— Александр Чекаль, который является основателем «Праздника кириллицы», организовал первую Школу каллиграфии в Харькове. В ближайшее время будем пытаться открыть подобные курсы и здесь, в Киеве. Что касается японской, арабской, китайской каллиграфии, то их можно изучать на курсах при культурных центрах и посольствах.

— В России существуют школы каллиграфии, специальные курсы дизайна шрифтов в вузах, мастерские, постоянно проводятся семинары, выставки. В Украине масштабы развития этих направлений искусства в разы меньшие. Почему?

— Я бы связал это торможение с определенным наследием Советского Союза. Россия приняла эту эстафету и к ней, соответственно, попало значительно больше наработок, материалов и, в сущности, она продолжила то, что унаследовала. Ей не нужно было начинать с нуля.

На самом деле меня момент определенного отставания не пугает. Недавно пришел к выводу, что тот таки Советский Союз с его ограничениями, закрытостью позволил сохранить, так сказать, классическое, архаичное мышление людей.

Проблема самоидентификации в той или иной степени касается всех постсоветских стран. И здесь есть два варианта: или потеря своего я, последующее обезличивание в процессах глобализации, или все же поиск и возрождение своего наследия, его переосмысление, адаптация к современным потребностям, технологиям, и уже с этим «багажом» — выход в мировое пространство.

Откровенно говоря, далеко не все сделанное, что приходилось видеть в Европе, мне понравилось. Европа имеет большое культурное наследие, но оно уже не ощутимо. Зато хорошо чувствуется определенное вырождение. Универсализация обезличивает, лишает свойственных черт. Тем временем, на мой взгляд, человечество будет существовать до тех пор, пока оно обращается к архаике, к природе. Я не верю в возможность нормального существования техногенных цивилизаций, которые полностью отказываются от контактов с природой, с сущностью человека.

Конечно, можно разработать шрифт с нуля, но логичнее брать за основу существующие исторические образцы, собственную культуру, чтобы в шрифте прочитывалось «лицо» страны, нации.

Беседу вела Мария СЕМЕНЧЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ