Несмотря на аномальные холода, практически все спектакли, представленные в рамках конкурсной программы, собирали полные залы зрителей. За пять дней на основной и малой сцене харьковского Дома актера состоялась премьера хорошо известных нашим театралам спектаклей, яркими постановками удивили гости театрального форума.
География молодого, но уже достаточно известного фестиваля значительно расширилась. Кроме харьковских трупп («Может быть», «Театр 19», «Ланжерон», театр «Прикосновение», театр «Дель Пьеро», театр «P.S.», СТО «Прекрасные цветы»), на суд публики свои постановки представили гости из Эстонии (театр «Глагол», Таллинн), России («Свой театр», Вологда; театр-студия «Струна», Новосибирск), Беларуси (Могилевский театр драмы) и Республики Дагестан (Русский драматический республиканский театр им. Горького, Махачкала).
Камерное искусство малой формы порадовало зрителей новыми находками, интересными трактовками, предельной честностью и глубиной... Неожиданно прочитал классику Вячеслав Рыбников — автор инсценировки и актер моноспектакля «Семён Захарыч из «Преступления и наказания» Достоевского» (театр «Глагол», Таллинн). Определив в главные герои титулярного советника и отца Сони Семена Захаровича Мармеладова, Рыбников вывел на первый план тему разрушительного действия нищеты и унижения, из-за чего погиб достойный человек. Его Мармеладов — не просто пропащий чиновник, а погибшая личность, глубоко осознающая собственную беспомощность. Практически полное отсутствие реквизита (и возможности спрятаться за ним) еще более заостряло эмоциональную обнаженность в словах и поступках героя. А монолог Мармеладова, напоминающий порой обличительную речь прокурора, а порой — болезненную исповедь, обращенный к каждому зрителю в зале, вызвал сочувствие если не к делам, то хотя бы к мыслям столь противоречивого героя. А это в наш суровый век рассуждений и осуждений не так уж мало...
Русский драматический республиканский театр им. Горького (Махачкала) обратился к поэзии ХХ века. Камерный рассказ о трагической судьбе поэта Осипа Мандельштама, основанный на мемуарах Н. Мандельштам и воплощенный дуэтом актеров театра (И. Акаутдиновым и М. Карпачевой), не оставил никого равнодушным. Хотя инсценировка Маргариты Гончаровой «Жизнь упала, как зарница» обращает нас к переломному моменту в жизни великого поэта — ночи его ареста, за короткий временной промежуток перед зрителями прошла практически вся жизнь великого интеллигента, нарисованная переполненной горем и невыразимым отчаянием верной спутницей поэта — супругой Надеждой. Трогательный, но в тоже время необычайно сильный диалог жены поэта со зрителем прерывался откровенными и точными стихами Мандельштама в блистательном прочтении И. Акаутдинова. Казалось, на небольшом сценическом пространстве были созданы два параллельных мира: метафизический мир поэзии, веры и свободы и бытовой — мир страха, безысходности и пустоты.
«Свой театр» (Вологда, Россия), уже во второй раз принимавший участие в фестивале, представил сразу две постановки: дуэт-фантазию по «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Гоголя (в ролях — О. Емельянов и В. Чубенко) и моноспектакль «Кыся» по одноименному роману В. Кунина ( в главной роли — В. Чубенко). Увлекательные приключения беспородного кота Мартына и еще более десятка его друзей были блистательно сыграны на сцене. При этом пластичность, легкость и комичность существования В. Чубенко, купающегося в каждой из своих ролей, не только не уводили от восприятия далеко не кошачьих подтекстов «Кыси», а, наоборот, лишь усиливали их.
Завершали программу фестиваля гости из Новосибирска. «Марьино поле» (автор пьесы — О. Богаев) театра-студии «Струна» говорит со зрителем о простых и одновременно сложных вещах — истинной верности и силе веры. История трех жен, ждущих мужей с войны, на сцене превратилась в философскую притчу о смысле ожидания, взрослую сказку с надеждой на будущее.
Харьковчане удивили публику неожиданной премьерой свободного творческого объединения «Прекрасные цветы». Под этим названием объединились три молодых актера — А. Вусик (Театр кукол), И. Ключник (Театр им. Шевченко) и Д. Чмелев («Новая сцена»). Их совместное творение — то ли детектив, то ли абсурд, то ли пародия с ироничным названием «Крыса» — запомнится практически полным отсутствием текста, необыкновенной пластикой и точной мимикой, а также интригой...