Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сценический «майдан» и… майданчики

Украинская театральная система нуждается в радикальных реформах!
4 января, 2016 - 13:42

Это не вызывает сомнений. Очевидным есть одно: невозможно существовать и дальше по устаревшей системе умершего СССР, когда весь мир работает иначе. Мысли расходятся как проводить реформу. Введение контрактов, вокруг которых продолжаются баталии, необходимо, но оно не изменит ничего в сущности! Это опять «имитация» и «реанимация».

Главное отличие европейской театральной системы (да и мировой) от украинской – поливариативное пространство и существование условий для работы разных театров: и «зависимых», и независимых. Перед тем как отпускать театралов «в свободное плавание», необходимо обеспечить возможность альтернативы и социальной защиты, которые существуют в Западной Европе. Иначе введение контрактной системы может обернуться катастрофой, особенно в провинции. Зато в других странах именно независимые театры составляют подавляющее большинство, и созданные условия для их работы – это и помещение, и гранты, и резиденции, и разные льготы и тому подобное.

Для сравнения: в Германии 2 национальных театра, а у нас – 10! Зато в Париже, например, свыше 500 театров (как помещений), а театральных компаний (творческих групп) – ещё больше.  Во всей Украине – официально 102. Залов, где могут играть независимые театры, очень мало и по большей части «на драконовских условиях», а репетировать – и подавно сложно. Государственной финансовой поддержки – никакой! Наша театральная система грубо противоречит всем международным нормам! Зато домов, имеющих залы, около 10 тысяч. Почему же их не объединить с творческими группами? От этого значительно выигрывает в первую очередь население. Ситуация абсурда очевидна. Именно это нуждается в неотложном реформировании: создание пространства возможностей в соответствии с идеями и достижениями художников, а не статусами помещений.

Зато представители свободных театров объединились и создали Ассоциацию деятелей независимых театров. Одно из главных предложений к власти – создание центров для независимых театров. После 9 месяцев писем, встреч, обсуждений – ситуация немного сдвинулась. Так, Комиссия по вопросам культуры Киеврады поддержала идею создания «Европейского театрального центра» (ЕТЦ) на базе бывшего кинотеатра «Краков». Несколько театров на волонтёрских принципах начало доводить до толка запущенное полуразвалившееся помещение. А уже в конце октября состоялось открытие Европейского Центра, который предлагает современную альтернативную форму организации. Пока без евроремонта и финансирования, но с энергией и желанием изменять.

ЕТЦ совмещает создание и прокат спектаклей независимых театров разных типов и стилей, а также организацию студий, мастер-классов. Основателями проекта «Европейского театрального центра» стала группа независимых театров от опытных до совсем молодых – «МІСТ», «ТСДІК», «Київ», «Перетворення», «Гайдамаки», к ним присоединились КХАТ и «Шпиль», а также возможны гастрольные и гостевые спектакли, в частности начал инициативу Коломыйский театр.
 В действующем репертуаре Центра – разные направления. Это и мировая классика – В.Шекспир, Лопе де Вега, А.Чехов, Г.Фигейредо, и украинская – Т.Шевченко, Г.Квитка-Основьяненко, О.Вишня, и новейшая драматургия – М.Вишнек, Т.Кацаров, Д.Христов, Н.Неждана. Также Центр предлагает разнообразие репертуара для детей – от новых версий народных сказок до оригинальных современных. В частности на Миколая ЕТЦ открыл «калейдоскоп сказок» - сразу несколько премьер.
Любопытство новообразования не только в театральной вариативности, но и в синтетичности. В частности таким комплексным художественным событием стал проект «Мій майдан».

Это и открытие первой авторской фотовыставки молодого фотохудожника Андрея Заболотного - серия работ, снятых во время Революции Достоинства (вернисаж можно увидеть до 26 декабря). И показ документального фильма режиссера Демьяна Колодия, американца украинского происхождения «Воля або смерть» - от событий Майдана до войны на Востоке и катастрофы пассажирского самолёта. И выступления музыкантов PIANOEXTREMIST, музыкальный символ майдана, ЕлектроФолькГруп КОЛОДІЙ (ElectroFolkGroupKOLODIY), и  детей-роллеров из студии «Смайл». Здесь же была анонсирована будущая антология актуальных пьес «Майдан. До і після» - проект драматургического отдела НЦТМ им. Леся Курбаса. После её выхода в январе планируется сценическое чтение фрагментов пьес при участии театров Центра. А сопровождал всё «майданівський кейтеринг»: чай, бутербродики, кулиш и даже живой огонь на улице.

Собственно, и сам проект Европейского театрального центра по своей самоорганизации, духу волонтерства, желанию превращать наше пространство «по-европейски» и хорошим авантюризмом напоминает майдан. На пути ещё немало проблем, но первый шаг сделан. И это только начало. Подобных центров в Киеве и во всей стране должно быть десятки и сотни. Только тогда мы сможем говорить, что театральная реформа и театральная ассоциация с Европой начались.

Надежда МИРОШНИЧЕНКО
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ