В Музее театрального, музыкального и киноискусства Украины прошла презентация альбома «Анатоль Петрицький. Театральні строї та декорації». Анатолий Галактионович Петрицкий был чародеем: открываешь альбом — и с репродукций на тебя устремляется мощный поток творческой радости. Принцессы и рыцари, марсиане и великаны, казаки, арлекины и чертенята сменяют друг друга на карнавале масок, а цвет и жест пойманы в единственно возможном сочетании линий и красок.
В роскошном издании представлены 243 эскиза костюмов и декораций 1915 — 1960 гг. из собрания музея (а всего в коллекции 600 экспонатов «от Петрицкого»). Над альбомом потрудились составители Татьяна Руденко и Тарас Лозинский, вступительную статью написал Дмитрий Горбачев, автор макета — Андрей Кись, сотрудники музея, а издали его Музей театрального, музыкального и киноискусства Украины и Институт коллекционерства украинских памятников искусства при Научном обществе им. Т. Шевченко (Львов).
Авангардист, сценограф-новатор, живописец Анатолий Петрицкий (1895 — 1964 гг.) буквально ворвался в украинский театр на заре его становления, в 1920-е годы, и во многом определил его феноменальный расцвет.
О нем писали, когда Петрицкий работал главным художником Молодого театра, Первого государственного им. Т. Шевченко, государственных операх Одессы, Харькова, Киева: «Уже после первого подъема занавеса вы видите, что малярство, живопись является душой спектакля» (газета «Голос Киева», 1918). Сотрудничая с такими мастерами, как Лесь Курбас, Гнат Юра, Касьян Голейзовский, всегда выступал соавтором режиссера, и сегодня по наследию А. Петрицкого — великого мастера можно изучать взлеты и падения украинской сценографии.
Выход альбома — уникальное событие, так как об Петрицком у нас знают меньше, чем в мире. Так, в Кельне на выставке «Лучшие сценографы ХХ столетия» (1986) почетное место было отведено украинскому автору, а его работы выставлялись на международных театральных фестивалях в Мексике, Великобритании, Америке, Канаде. Знаменитый «Кат» Петрицкого (эскиз костюма к «Принцессе Турандот», 1928) был увеличен, отпечатан на полотнище и украшал здание выставки «Дни Киева в Тулузе».
На киевскую презентацию альбома приехали московские гости — сын и внук художника. Сын — Анатолий Анатольевич Петрицкий, оператор фильмов «Война и мир», «Мимино», «Мой ласковый и нежный зверь» и других, обладатель многих призов, среди которых — Почетный приз за сложные движения камеры (Прага, 1966). По словам Татьяны Руденко, в получившей премию «Оскар» «Войне и мире» каждый кадр батальных сцен «играет», как картина Петрицкого-старшего.
Анатолий Анатольевич рассказал, что отец считал себя прежде всего живописцем. «Сегодня в этом качестве он пока мало оценен, — подчеркнул А. Петрицкий. — Его живописи не давали ходу, художника обвиняли в национализме, формализме, конструктивизме, так была «запрещена» его картина «Шахтеры» — в глазах ее героев читалось столько ненависти и боли»...
Петрицкий создал бесценную галерею портретов своих современников — выдающихся поэтов, писателей, актеров, режиссеров, многие из которых были позднее репрессированы, а портреты надолго преданы забвению. Его картина «Инвалиды» экспонировалась на Венецианской биеннале (1930), в Цюрихе (1931) и затем два года путешествовала по США в составе «Выставки картин, о которых больше всего писала американская пресса».
Несколько лет назад Анатолий Анатольевич Петрицкий передал в музей личные вещи отца, в том числе палитру и мольберт, которые были выставлены на презентации рядом с альбомом.
Татьяна Руденко, главный хранитель МТМК, рассказала, что в музее хранится не только самая большая в мире коллекция театральных эскизов А. Петрицкого, но и его письма, благодаря которым Петрицкий-человек становится понятней и ближе: пишет ли он о том, как Гнат Юра помогал его семье во время войны, или дает яркое описание улиц и жителей Харькова периода сразу после фашистской оккупации, или рассказывает, как много работал над постановкой — а она не состоялась...
Художник Тарас Лозинский, заместитель директора Львовского института коллекционерства, сообщил, что на недавно прошедшем Львовском форуме альбом «Анатоль Петрицький» занял второе место в конкурсе «Найкраща книга Форуму-2012».
Замечательная актриса Национального театра им. И. Франко Галина Гиляровна Яблонская вспомнила, как начинался ее творческий путь со спектаклей «Назар Стодоля» и «Калиновий гай», в которых костюмы и декорации Анатолия Петрицкого создавали на франковской сцене атмосферу подлинных человеческих чувств в жесткую эпоху 1950-х.
По словам искусствоведа Дмитрия Горбачева, сегодня Петрицкий имеет статус вельтмейстера (weltmeister, нем. — «мастер мира»). «Художник многих измерений, не натуралист, но весь его аппарат условностей работает на то, чтобы мы ощущали запах земли, сок жизни. Его конструктивизм замешан на «хмуром украинском юморе», один из истоков которого — украинский вертеп. Петрицкий и в жизни был человеком театра, предельно театрализуя быт, преображая его в мизансцену. Когда при нем какой-то малоталантливый «митець» заявил: «Я спершу комуніст, а потім художник!», Петрицкий моментально отреагировал: «Коли ж настане це потім?» А еще Дмитрий Емельянович подарил публике потрясающий рассказ о постановке с участием Петрицкого пьесы Остапа Вишни «Вий» (1925), в которой ведьма переносит Хому на Марс, весь космос приходит в волнение от слова «самогон», а по сцене кружит фантасмагорическая вереница — «кутерьма» нечистой силы.
Доктор искусствоведения Ольга Лагутенко напомнила, что Анатолий Петрицкий был непревзойденным мастером искусства книги. Он оформлял альманахи «Нове мистецтво» и «Нова генерація», иллюстрировал книги Михайля Семенко, Юрия Яновского, Остапа Вишни, Мыколы Хвылевого. А театровед Кира Питоева озвучила идею о необходимости создания в Киеве музея Анатолия Петрицкого как филиала театрального музея...