В сегодняшних непростых украинских реалиях заметно уменьшился удельный вес музыкантов-гастролеров из-за границы. Зато участился приезд итальянских исполнителей, бесспорно, благодаря усилиям Итальянского института культуры в Украине и лично его директора Никола Франко Баллони. В частности, при поддержке Посольства Итальянской Республики и Итальянского института культуры в Украине в Национальной филармонии весь концертный сезон проходит цикл программ под красноречивым названием Suono Italiano («Итальянский звук»). В исполнении известных итальянских музыкантов звучат классические и современные произведения преимущественно на итальянском (и не только).
Каждый концерт имеет свою изюминку и превращается в настоящее музыкальное событие. Не стал исключением и вечер, на днях состоявшийся в Колонном зале им. Николая Лысенко. Его бесспорным лидером стал известный баритон и педагог Давиде Рокка. Он является лауреатом многих престижных в Италии международных конкурсов, известным специалистом по исполнению оперной музыки времен барокко, а также признанным и востребованным репетитором по интерпретации оперы-буф. Репертуар певца впечатляет: от «Коронации Поппеи» Клаудио Монтеверди (в партии Оттона он дебютировал в 1993 г. на оперной сцене Музыкальной школы города Фьезоле) до современных камерных произведений и композиций Эннио Морриконе. Потому и не удивительно, что Давиде Рокка выступал в самых престижных театрах и концертных залах Швейцарии, Алжира, Турции, США, Египта, Ливана, Швеции, Дании, Норвегии, Германии, Греции и т.д. Он много концертирует по всей Италии, неоднократно выходил на сцену знаменитого «Ла Скала». Скоро Д. Рокка отправляется на педагогическую работу в Бразилию.
Инициатива приезда маэстро Рокка в Киев принадлежит солистке Национальной оперы Зое Рожок (сопрано). Она уже несколько лет преподает вокал на кафедре сольного пения НМАУ, певица не устает совершенствовать исполнительское мастерство и посещает мастер-классы мировых знаменитостей. Так, в прошлом году проходила мастер-класс у Давиде Рокка и загорелась идеей совместного выступления. Проект встретил понимание и поддержку в Украине. За несколько дней до выступления Д. Рокка дал в Киеве четыре мастер-класса для студентов Национальной музыкальной академии и поразил собравшихся самоотдачей, стремлением к правдивой передаче эмоции, проникновению во внутренний мир героев.
Сопровождал выступление украинско-итальянского дуэта Эстрадно-симфонический оркестр Украины (художественный руководитель и дирижер — Николай Лысенко). Согласитесь, очень ответственно стоять за пультом на сцене зала, который носит имя твоего прославленного прапрадеда. Да еще и исполнять музыку, где на слуху каждая нота. И не просто аккомпанировать, а быть своеобразным камертоном, «аккумулятором» и «двигателем» одновременно. Оркестр начал программу увертюрой к опере «Женитьба Фигаро» Моцарта, а на протяжении концерта блестяще исполнил еще три: к «Дон Жуану» Моцарта, «Силе судьбы» Верди и «Севильскому цирюльнику» Россини. Оркестр, хоть и только что вернулся из тяжелых гастролей по востоку Украины, пребывает в прекрасной форме и выступил достойным партнером певцам.
Солисты поочередно представляли арии и дуэты из произведений Моцарта (Д. Рокка в свое время прошел стажировку по исполнению его произведений в Музыкальной академии города Пескара) и итальянской классики (Россини, Доницетти, Верди). Вокалист был артистичным, выразительным, подвижным, пластичным, непосредственным и с безукоризненной дикцией. Пел словно «между прочим», без какого-либо напряжения (хотя это было совсем непросто!) Высочайший профессионализм проявился при исполнении арии Бартоло из «Севильского цирюльника», где от его скороговорки прямо сердце замирало! В дуэтах он «заводил» свою партнершу, но она была чувствительной и податливой, с радостью откликалась на его малейшие «требования» (иногда даже уж слишком старательно помогала себе мимикой). Наибольшее одобрение публики получил дуэт Виолетты и Жермона из «Травиаты» Верди, где хрупкая героиня демонстрирует удивительную силу духа и жертвенности, а Жермон — менторство и подлость, замаскированные под отцовскую заботливость. В целом Зоя Рожок продемонстрировала профессиональное владение голосом и исполнительскую выразительность (кокетливая Церлина, задиристая Розина, хрупкая и доверчивая Джильда и т.д.).
Вообще этот концерт имел несколько функций: во-первых, принести эстетическое наслаждение, что полностью удалось (подтверждением тому стала настоящая овация, которую благодарные слушатели устроили в конце). Во-вторых, он стал прекрасной школой для заинтересованных — относительно особенностей итальянских звукодобычи, дыхания, фразировки и т.п. Настоящий «итальянский звук» подтвердил сеньор Д. Рокка и пообещал не только рассказать правду в мире о нашей стране, но и вернуться сюда еще раз.