Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Секреты песенного мастера

Недавно в издательстве «Криниця» вышла книга Владимира Корнийчука «Маестро Авдієвський. Портрет хору з мозаїки»
28 февраля, 2013 - 16:35

Этот год для Национального хора имени Григория Веревки юбилейный: в сентябре исполняется 70 лет со дня его основания, а месяцем ранее круглую дату будет праздновать и его руководитель маэстро Анатолий Авдиевский...

Уже свыше 46 лет руководит Анатолий Тимофеевич самобытным коллективом.

Хор объездил весь белый свет и везде имел необычный успех. Вот и недавно на гастролях в Петербурге нашим артистам скандировали: «Слава Украине!». Дважды наш наибольший национальный хор приглашала в США авторитетная фирма «Коламбия Артист». Украинским артистам были предоставлены лучшие сценические площадки США, устроен прекрасный прием. Показательно, что концерты давали не для украинской диаспоры, а для граждан США разных национальностей. О выступлениях украинцев американская пресса писала: «...Тут все гладкое, выполированное, стильно убедительное, без перебарщиваний, преисполненное грации, волнующее... Назначение этого ансамбля — это выступления в лучших залах мира».

Книга состоит из художественно-документальных рассказов о выдающемся хормейстере современности, педагоге и композиторе... Еще студентом Анатолий Авдиевский основал Полесский ансамбль песни и танца «Льонок». Об этом коллективе концертмейстер и хормейстер нынешнего Хора Ирина Мельниченко оставила в книге такое воспоминание: «Казалось, будто бы попала не на концерт, а в театр, на кону которого происходило что-то невероятное. Хор не стоял, а двигался всей органикой, как живое, фантастическое существо». Впоследствии изменилась политика государства по отношению народных коллективов и от «Льонка» остался небольшой ансамбль. Авдиевский приехал по приглашению Григория Веревки и некоторое время поработал в его коллективе ассистентом. Примечательным является эпизод того периода его жизни, который в книге пересказывает тогдашний министр культуры Украины Ростислав Бабийчук: « ...сидим в зале Октябрьского дворца культуры на сдаче-прослушивании будущего правительственного концерта. И вот слышим, что Заслуженная капелла бандуристов Украины никак не звучит. Только представьте себе: сидит восемьдесят голосистых бандуристов-козарлюг, а со сцены не звук, а — «вата». ...А что по этому поводу думает молодой хормейстер?» — обращается секретарь по идеологии ЦК КПУ Андрей Данилович Скаба. «Я считаю, — отвечает Анатолий Тимофеевич, — что капелле следует стать метров на два-три ближе к авансцене, поскольку в том месте, где сейчас поет капелла, звук «проваливается». Это первое. Второе: артистам следует петь не распыленным звучанием, а звуком «на сопротивлении». И, в-третьих, как по мне, следует повысить тональность».

Случилось чудо: капелла зазвучала как следует! А молодого дирижера вскоре перевели в Черкасский народный хор...

Через два года он возвращается в Киев, и уже в 33-летнем возрасте становится художественным руководителем наибольшего в Украине народного хора. Он доныне продолжает сотворять свой хор, а вместе с ним и себя. О неутомимом служителе муз читаем самые сокровенные слова. Вот, например, размышления Нины Матвиенко, певчая биография которой начиналась именно с хора им. Григория Веревки: «Ни один человек в мире не имеет такого колоссального терпения относительно объяснения песни, ее мелодики... Насколько человек обогащается, находясь на репетиции всего четыре часа... Добывает один аккорд два часа такими колоссальными духовными затратами, превращаясь в зрелище, явление-уникум. И как он радуется, когда маковые частички золота просветляют его идеальный слух, и как он в отчаянии, о, Боже, бьет руками по столу, разводит руками, когда мы их при повторе рассыпаем...»

Авдиевский знает, почему всю жизнь не расстается с хором. Потому что такое единство людей, которое возможно лишь в хоре, способно творить чудеса. Временами маэстро замечает: «В древней Греции по-настоящему образованным считался человек, который пел в хоре... По-моему, прибалты освободились от СССР первыми, потому что закаляли свое сознание в больших хорах, которые собирались на певчих полях».

Татьяна НЕТУДЫХАТА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ