Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Село как камертон

Разговор с драматургом Верой Маковий об автентике и жизни как служении
3 июля, 2013 - 12:59
ВЕРА МАКОВИЙ

Маковий — украинка, которая любит свой край. По-видимому, и имя ей досталось не случайно — Вера. Впервые мы познакомилась на фестивале молодых драматургов во Львове, и она нарисовала передо мной картину театрального будущего Украины. Девушка с черной длинной косой в длинном платье, с красивой улыбкой, которая увлекательно рассказывает истории о родной земле. Потом мы начали общаться по интернету.

Вера Маковий родилась в с. Драчинцы на Буковине. Закончила Институт журналистики КНУ им. Тараса Шевченко. Играла в сельском театре. Принимала участие в воскресной актерской школе В. Троицкого, акции «Белый Босх»; в проекте молодых драматургов Royal Court Theatre и др. На ее пьесы были сделаны читки на таких фестивалях и в театрах: «Разорванный круг» — «Гогольфест», «Неделя актуальной пьесы», «Любимовка»; пьесы «Состояние земли» и «Буна» — театр им. Л. Курбаса; а пьеса «Дівка на віданнє» заняла первое место на фестивале Drama.UA, чтение прошло в «Неделю актуальной пьесы». Пьеса «Буна» победила в «Неделе актуальной пьесы» и по ней было поставлено представление, где Вера принимала участие как ассистент режиссера и актриса. В настоящий момент по пьесе готовится киносценарий. Вера — автор киносценария короткого метра «Берци», соавтор киносценария «Освідчення», стипендиат проекта «Перформативнисть» и программы им. И. Пулюя.

Твои пьесы о селе, а что для тебя значит село?

— Село — это искусство! Тут люди (конечно, не все), если работают, то по-честному, до пота, если танцуют, то также до пота. Эти люди ближе к природе, и именно этим являются сами естественными — они ясны: смотришь на человека и тебе поняло, кто это. Они четкие, у них все определено и всему есть порядок, это им диктует сама природа. С восходом солнца встают, потому что нужно выпустить кур, напоить корову... Все действия этих людей имеют смысл и направлены на результат, крестьяне все делают осознанно, и даже осознанно отдыхают, это им, к примеру, подсказывает луна, ночная жизнь здесь не приветствуется. Еще село — это строгость, здесь жесткая общественная мораль, контролирующая действия людей, потому они должны быть ответственными, потому что как потом смотреть людям в глаза? Это и является в селе камертоном.

Люди села не живут ради себя, а служат, это — как настоящее искусство. В селе человек знает, для чего он живет. И в этой обреченности нет страха. Именно в этом есть подлинность человека, жизни. Это и является небезразличием к себе, к птичке, к стулу.

Тут размеренное время, человек успевает почувствовать, как он просыпается, как ест, как ходит, понять, что делает. Он близко к природе и хорошо осознает, проживает в себе изменение времен года. Жизнь здесь более явная, более ясная.

Знаешь ли ты свою родословную? Почему вы Маковеи? Какой твой личный повод гордиться своим родом?

— Маковий — это казацкая фамилия. Казаки пришли на эти земли из Запорожья. Еще есть православный праздник Маковия. На него святят семь головок мака, в знак семи мучеников за веру Христову. Я горжусь тем, что мой папа, дедушка, дядя воссоздавали Украинскую Православную церковь КП, что моя бабушка родила шестеро детей, что другая бабушка до сих пор заботится о своих сыновьях и внуках, другой дедушка делал разные печи почти во всем селе. А вообще тем, что мои родственники заботятся о других.

Твои пьесы уже были поставлены в твоем родном театре, а также во Львове. Расскажи об этом опыте.

— Недавно делала читки своей пьесы «Состояние земли» в Театре им. Л. Курбаса во Львове. Обсуждали код существования сегодняшней земли, поскольку пьеса о здесь и сейчас, собственно говоря о том, как жить здесь и не ехать за границу. Имела большой опыт работы с профессиональными актерами. В чтениях я много экспериментировала, изменяла текст, актеров, чтобы найти ему соответствующее звучание. Во втором чтении играла главную героиню, потому что после первого у людей этот персонаж вызывал много непонимания и возмущения. После чтений я доработала пьесу. В Киеве в Гете-Институте мы ставили «Буну». На фестивале «Любимовка» в Москве была читка моей первой пьесы «Разорванный круг», потом на Гогольфесте. На фестивале «Неделя актуальной пьесы» была читка моей пьесы «Буна» и «Дівка на віданнє». Сейчас планируются спектакли по этим двум пьесам в Киеве.

Какая твоя наибольшая театральная мечта? И какими ты бы хотела видеть украинские театры?

— Чтобы мои тексты, поставленные в театре, давали людям надежду и веру. Чтобы нашлись сотворцы театра: актеры, режиссеры, сценографы, для которых бытие художника не является отдельным от ихнего способа жизни, которые служат, посвящаются тому, что они делают, которые готовы «раздеваться» до последнего, чтобы после того, как они ушли со сцены (здесь и сейчас), у людей что-то осталось. Театры зависят от людей, в большой степени от зрителей, если люди в театрах начнут думать, — театр изменится. Хотелось бы видеть творцов театра, которые сознательно делают жест, с вопросом «зачем?»

Екатерина ЯКОВЛЕНКО, «День», Донецк
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ