Презентация совпала с днем рождения составителя книжки, художника Дмитрия Киянченко, который, по мнению искусствоведа Сергея Мамаева, «отличается редким для творческой личности качеством: он спокойно относится к разным мыслям о собственном творчестве, поэтому ему о последнем можно говорить действительно то, что думаешь, не рискуя попасть в неудобную ситуацию или поссориться». Киянченко поставил себе целью рассказать о своих родителях, известных в украинской художественной культуре Надежде Компаниец-Киянченко и Георгии (в официальных документах, а дома и среди знакомых его звали Юрием) Киянченко, ярких представителях киевской школы реалистической живописи. Все члены творческой семьи учились в Киевском художественном институте.
Книжка открывается эпиграфом, взятым из стихотворения Леси Украинки «Contra spem spero!»: «В довгу темную нічку невидну / Не стулю ні на хвильку очей, / Все шукатиму зірку провідну, / Ясну владарку темних ночей». Стремление к высокому, чистому всегда было присуще этой семье, а тема, связанная с выдающейся поэтессой, была любимой для Надежды Компаниец-Киянченко.
О творческом пути семьи рассказывают авторы вступительных статей «Семейная история» и «Предисловие» Сергей Мамаев и Глеб Юхимец. Основную текстовую часть издания составляют воспоминания Дмитрия Киянченко и фрагменты воспоминаний его родителей «Чи то краса таки врятує світ? Думки пізнього вечора біля вікна на Предславинській». Духовный источник своих корней Дмитрий Киянченко осмысливает, опираясь на сохранившиеся семейные реликвии, несмотря на бурные исторические события и переезды семьи. Его отец, Георгий Васильевич, родился в селе Обухове Киевской губернии, унаследовал от отца-хлебороба фамилию, которая образовалась от слова «киян», что значило жителя Киева. Мать, Надежда Дмитриевна, происходила из семьи провинциальных интеллигентов села Скоморошки Киевской губернии. Они познакомились во время обучения в Киевском художественном институте, поженились, но началась война. Георгий Киянченко оказывается на фронте, попадает в плен, а впоследствии в концлагерь «Хорольская Яма». Жена ищет и освобождает его из концлагеря чтобы никогда больше не расставаться. Вместе они были в оккупированном Киеве, Львове, Чехословакии, вернулись в Киев.
Листая альбом, ощущаешь дух того времени, в котором пришлось жить Надежде и Георгию. Дмитрий пишет: «Биография моих родителей вплелась в историю ХХ века — очень непростого отрезка общей истории Украины, которая была частью империи — сначала Российской, а потом — советской. Октябрьский переворот 1917-го, Гражданская война, Голодоморы 1933-го и 1947-го, Вторая мировая, сталинские репрессии, холодная война, Чернобыль, пролеткульт и соцреализм — многое происходило в том бурном ХХ веке, но мои родители обладали бесценным сокровищем — любовью к искусству, основой, на которой вся их жизнь держалась».
Надежда и Георгий Киянченко — украинская интеллигентная семья, уникальность ее в том, что среди художников редко встречаются семейные пары, а для Дмитрия они первые и главные учителя, поэтому книга — дань уважения и светлая память о них.
Альбомная часть книги открывается короткой биографической справкой Надежды Компаниец-Киянченко, далее представлены разножанровые работы художницы. Тематическую картину «Королева бензоколонки» (1964 г.) она нарисовала под влиянием кинокомедии с одноименным названием, созданной на киностудии им. Довженко в 1962 г. Героиня фильма Людмила Добрыйвечер (артистка Надежда Румянцева) после неудачного поступления в ансамбль «Балет на льду» продолжает тренироваться и устраивается работать заправщицей на бензоколонку. На новом месте не все выходит хорошо, однако благодаря веселому нраву и изобретательности девушке удается овладеть профессией и перестроить работу бензоколонки. Фильм, в котором блестяще сыграли Юрий Белов, Андрей Сова, Нонна Копержинская, Николай Яковенко, был очень популярным. А название фильма стало крылатым, так начали называть женщин, чья работа была связана с бензином. В монументальной работе художница не стремилась воспроизвести знакомых персонажей фильма. Она мастерски передала собственное видение ситуации: на бензоколонке к молодой заправщице прикованы взгляды мотоциклистов. Каждая фигура нарисована очень выразительно, с тонким знанием психологии.
В книге имеется биографическая справка о Георгии Киянченко, в которой приведены основные произведения и выставки, а также литература о нём. Художник работал в жанре станкового искусства: пейзажи, портреты, натюрморты, плакаты. Излюбленная тема — казатчина, героическое прошлое украинского народа. Величественным, седым, отважным великаном на портрете предстает Тарас Бульба (1951 г.). Среди других полотен: «Казаки в степи» (1975 г.), серия портретов полковников гетмана Богдана Хмельницкого (1972—1979 гг.). незаконченная работа «Бой казаков с ляхами» (1987 г.).
Надежда Компаниец-Киянченко и Георгий Киянченко — пример творческой стойкости, они рисовали до последнего дня жизни. Самые лучшие черты своих родителей унаследовал наш современник Дмитрий Киянченко — представитель киевской школы реалистической живописи, он рисует тематические картины, пейзажи, портреты, натюрморты и является участником девяти выставок, две из них персональные. Его картина «В мастерской (Автопортрет)» характеризуется раскрытием духовного мира художника через композиционное строение и красивый колорит, с вечерней звездой на небе.
В художественной семье Киянченко есть повторы картин: Надежда Компаниец-Киянченко во время создания картины «Стояла я і слухала весну» (1974 г.) использовала этюд сына Дмитрия «Старая верба» (1971 г.), а он сделал творческую копию «На Днепре» (1997 г.), использовав картину своего отца «Отдых на сенокосе» (1948 г.).
К альбомной части принадлежат отзывы о семье Киянченко представителей украинской культурной среды: художников Андрея Чепелика, Натальи Литовченко, Елены Яблонской, Олега Ержиковского, Игоря Чаматы, историка Михаила Демченко, медиков Светланы и Владимира Копчак. Последние, были портретированы и вспоминают: «И хотя Юрия Васильевича и его верной жены, прекрасного живописца Надежды Дмитриевны с нами уже нет, но их светлые, жизнеутверждающие работы радуют глаза и сердце, не дают забыть этих людей. Память о них, без сомнения, будет жить в поколениях, потому что не только мы, но уже и наши дети (у которых сегодня уже есть свои семьи, а когда Юрий Васильевич рисовал наш семейный портрет, им было по шесть-семь лет) имеют у себя работы как Юрия Васильевича, так и Надежды Дмитриевны».
Читая и рассматривая картины в книжке получаешь эстетическое наслаждение, хочешь еще и еще раз возвращаться к ней, перечитывать и рассуждать над репродукциями. Книга не перегружена информацией, воспоминания интересно изложены, написаны не без самоиронии составителя. Он заканчивает ее такими словами: «В 2005 году в Украинском фонде культуры состоялась моя персональная выставка. На центральном месте — портрет Юрия Васильевича Киянченко работы Надежды Дмитриевны Компаниец-Киянченко и портрет Надежды Дмитриевны Киянченко-Компаниец кисти Юрия Васильевича Киянченко — портреты моих родителей. И мой автопортрет. Мы вместе были и остались вместе. Навсегда. Вдруг вверху в темно-темно синем небе мигнула звезда. Именно та?..»
Издание «Киянченки: Життя, творчість. Спогади. Альбом» явление родовой культуры. Семейная история Киянченко дает возможность познать всю Украину с ее болями, печалями, духовными корнями и творческим миром, который производит мощное энергетическое впечатление, картины доносят до нас взгляд талантливого рода из прошлого и сегодняшнего дня. Культура украинской нации базируется на духовном и творческом достоянии таких семей как Киянченко.